Волшебная формула

Али Алиев
18 сентября 2012, 19:01

Минфин России опубликовал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в котором представлены поправки определяющие формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче газа.

Иллюстрация: Эксперт Online
Минфин предложил свою методику расчета НДПИ на газ

Формула расчета ставки приводится на период до конца 2015 года. Она включает индекс роста регулируемых цен на природный газ для промышленности (ожидается на уровне 15% в год) и специальных коэффициентов: 0 для 2013 года, 5 для 2014 года и 8 для 2015 года. Для независимых производителей будет применяться дисконт, который будет постепенно приближаться к единице: 0,475 в 2013 году, 0,648 в 2014 году и 0,846 в 2015 году.

Напомним, что в настоящее время предложено несколько вариантов формулы для расчета НДПИ на газ. К примеру, Минэнерго предлагало использовать в формуле спотовые цены на газ в Европе и транспортную составляющую.

Спор вокруг НДПИ на газ, который ведут Минэнерго и Минфин, — это попытка разрешить действительно серьезную проблему, отмечают аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг и Юлия Войтович. «Специальная формула расчета НДПИ на газ нужна для того, чтобы сделать налогообложение добычи газа более справедливым, учитывающим многие факторы, — говорят они. — На наш взгляд формула, которую предлагал ранее Минэнерго, является более справедливой и логичной, так как она учитывает сложность месторождения, а также долю экспорта в добыче компании».

Газовые компании регулярно обращаются к правительству с просьбой снизить или вовсе обнулить НДПИ для сложных месторождений, потому учитывать сложность месторождения в расчете налога на добычу было бы естественно, полагают аналитики «Инвесткафе». «Также принятие формулы, предложенной Минэнерго, само по себе сделает ставки НДПИ для "Газпрома" выше ставок для независимых производителей газа, так как "Газпром" обладает монопольным правом на экспорт российского газа, — рассуждают они. — Значительная разница в НДПИ для "Газпрома" и независимых производителей — так же справедливая мера, так как "Газпром" занимает более выгодное положение на рынке: контролирует трубопроводы, держит сбытовые сети, а также имеет доступ к более прибыльным рынкам».

Формула будет учитывать многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче природного газа, полагает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «В определенной мере, это аналог композитного индекса, к примеру, производственного климата. Он работает при определенной макроэкономической конъюнктуре, но при смене базовых условий качество его оценок может ухудшиться, придется оптимизировать модель. Все зависит от качества работы, от подготовки разработчиков, — поясняет он. — Характерно, что в предложениях правительства предусмотрена возможность корректировки ставки НДПИ на природный газ в случае отклонения темпов индексации внутренних цен на газ от запланированных».

Споры вокруг формулы расчета НДПИ на газ, по мнению аналитика, — это работа в рамках создания модели макроэкономического планирования и регулирования. Она важна в условиях, когда государство возвращается на сегмент регулирования распределения ресурсов в экономике в рамках налогового маневра или при изменении тарифов энергетических и газовых монополий.

«Цель формулы Минэнерго — правильно подсчитать микроэкономическое влияние динамики мировых цен и расходов на транспортировку на финансы компании, платящей налоги, это принципиально другой подход, — говорит он. — Для планирования инвестиций, их последующей оптимизации, необходимо развивать подход к формуле цен на газ, предложенный Минфином. Для того чтобы просто "правильно считать" влияние тех или иных (не исключено, что не просчитанных) решений властей в налоговой сфере, подходит формула Минэнерго, она является техническим инструментом».

По мнению аналитика, взимать НДПИ с «Газпрома» по более высоким ставкам, нежели с независимых производителей не верно. «Это ведет к нагнетанию напряженности на рынке, ограничениям покупок "Газпромом" сырья у независимых производителей, — отмечает он. — "Линия раздела" налоговых схем должна проходить не в сфере принадлежит государству компания или нет, а в сфере инвестирует ли компания в российскую экономику и сколько или нет. Правительство на текущей неделе планирует обсудить формирование новой ставки НДПИ на газ. В соответствии с ранее предложенной Минфином схемой данный налог для независимых производителей к 2015 г. должен был стать практически эквивалентен НДПИ для "Газпрома": 1049 и 1062 рубля за тыс. кубометров соответственно».

В России весьма специфические особенности работы газового рынка, что требует специальной формулы налогообложения отрасли, отмечает директор филиала «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов. «Формула НДПИ должна учитывать как тарифное регулирование внутреннего рынка, так и внешнюю конъюнктуру. Поэтому поиск наиболее оптимального варианта ставки вполне оправдан, — считает он. — Если РФ стремится к рыночным отношениям, необходимы и налоговые ставки, которые и обеспечат развитие этих рыночных отношений. Однако одной формулой НДПИ здесь обойтись будет сложно — есть масса глобальных вопросов, которые необходимо решить. Это, прежде всего, монополия на экспорт и доступ к транспортной инфраструктуре. Без решения этих проблем вывести универсальную ставку НДПИ, удовлетворяющую всех игроков рынка, будет чрезвычайно сложно».

Если же исходить из имеющихся условий, то, по словам аналитика, ставка НДПИ должна учитывать все факторы — от сложности месторождения, до возможностей работы компании на рынке. «В этом плане формула Минэнерго выглядит предпочтительнее», — полагает он.

Директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто отмечает, что универсальная формула учитывает экспортные цены, внутренние цены, стоимость добычи и транспортировки. «Тем самым данный расчет оправдан и будет встречен бизнесом нормально, так как выравнивает норму прибыли для всех месторождений и компаний, — говорит он. — Это серьезная попытка для разрешения серьезной проблемы. Сейчас компании не выходят на добычу газа по многим месторождениям, поскольку она дорогая, и с учетом налогов добыча становится нерентабельной. А с введением новой формулы НДПИ становится рентабельным работать с любыми месторождениями». Но при этом схема вычисления НДПИ, предложенная Минэнерго, ему нравится больше, поскольку она, по мнению аналитика, более отвечает ожиданиям бизнеса.

Формула расчета НДПИ на газ должна быть максимально адаптирована как под основного монополиста отрасли, «Газпром», так и для других газовых компаний, полагает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. «Было бы правильно, если б формула учитывала равномерность выхода на равнодоходность на внутреннем и внешнем рынках, — говорит он. — В данном случае позиция Минэнерго более положительна, так как она предусматривает снижение темпов роста НДПИ независимым производителям. Инициатива Минфина опасна, прежде всего, газовому гиганту. Если поправки получат одобрение, то восточные проекты монополии, в том числе СПГ-проекты перестанут быть экономически выгодными и обречены на закрытие, что негативно скажется не только на инвестпрограмме компании, но и на газификации востока страны».

В спорах вокруг формулы нет никакой серьезной проблемы, считает аналитик, просто нужно понимать, что резкое повышение ставок НДПИ на газ может быть чревато последствиями для центральной компании отрасли, и что помимо наполнения бюджета компания должна инвестировать в собственные проекты и строительство инфраструктуры. «На наш взгляд, необходимо учитывать интересы самой монополии, так как именно "Газпром" является стратегической российской компанией, и от ее успехов зависит общемировое восприятие России как надежного партнера. Ставка НДПИ не должна приобретать серьезных изменений хотя бы в этом и следующем году, — считает он. — На наш взгляд ставка НДПИ для независимых производителей и "Газпрома" должна сравняться как можно позже. То есть позиция Минэнерго по снижению роста НДПИ и повышению лишь в 2017 году более удачна, однако недополученные средства от независимых производителей не должен компенсировать "Газпром". Поэтому оптимальным вариантом было бы установление НДПИ в нынешних предложениях двух ведомств, но при сохранении желаемых "Газпромом" льгот».

Как резюмирует руководитель юридического отдела АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев, возникшие споры в большей степени связаны не с формулой расчета, а с самим фактом повышения НДПИ на газ для ведущего оператора газодобычи. «Не секрет, что налоговая нагрузка на газодобывающие компании в разы ниже, чем для нефтяной отрасли. Сейчас государство пытается даже не сравнять, а только уменьшить такой разрыв  между добывающими отраслями», — отмечает он.