Когда большие собаки дерутся, маленькой чихуахуа лучше оставаться в стороне

Сергей Костяев
19 сентября 2012, 12:22
Фото: Сергей Костяев
Дейл Мур

О позиции американского агробизнеса в отношении вступления России в ВТО, перспективах Дохийского раунда и прохождении в конгрессе закона о субсидиях фермерам мы поговорили с Дэвидом Салмонсеном, старшим директором по отношениям с конгрессом, и Дейлом Муром, заместителем исполнительного директора департамента по государственной политике Американской федерации фермерских бюро, одной из основных лоббистских структур сельскохозяйственного сектора экономики США.

Какова позиция вашей организации по поводу вступления России в ВТО? Насколько так называемый закон Магнитского осложняет ситуацию?

– Мы поддерживаем членство России в ВТО. Мы не хотим иметь более сложные торговые отношения с Россией, чем остальные полторы сотни государств. Мы пытаемся объяснить членам конгресса, что Россия уже имеет преимущества в мировой торговле, сейчас США находятся в невыгодной позиции. Закон о статусе России как страны с постоянными нормальными торговыми отношениями не о том, чтобы сделать что-то хорошее для России, а о том, чтобы принести выгоду США. Однако из-за поправки Джексона–Вэника, касающейся вопросов нарушений прав человека, конгресс должен проголосовать за закон о предоставлении России статуса страны с нормальными торговыми отношениями. Все понимают экономическую сторону вопроса и тот факт, что США должны получить выгоду от нового положения России как полноправного члена ВТО. Но тут встает проблема с правами человека, которая, по всей видимости, приведет к тому, что голосование по этому вопросу состоится лишь в следующем году. Мы не заняли официальную позицию по поводу закона Магнитского, мы стараемся держаться в рамках экономической повестки дня. Но анализ политической ситуации позволяет сказать, что в той или иной форме эти два вопроса найдут отражение в едином документе. Чтобы протолкнуть закон о статусе России как страны с постоянными нормальными торговыми отношениями, придется включить туда тот или иной вариант билля Магнитского. Все ключевые игроки задействованы в этом процессе: руководство конгресса, государственный департамент, Белый дом и даже российское правительство, что не вызывает восторга у администрации США и скорее вредит делу. В отношении работы лоббиста можно сказать, что когда большие собаки дерутся, маленькой чихуахуа лучше оставаться в стороне. 

Дэвид Салмонсен salmonsen.jpg Фото: Сергей Костяев
Дэвид Салмонсен
Фото: Сергей Костяев
 

Последняя попытка достичь прорыва в рамках Дохийского раунда была предпринята в июле 2008 года в Женеве. Однако в мае конгресс США принял очередную довольно щедрую пятилетнюю программу субсидий фермерам, преодолев вето, наложенное Джорджем Бушем. Были ли те переговоры обречены на провал? Есть ли будущее сейчас у этих переговоров?

– Если бы была решена проблема тарифов на промышленную продукцию между США, Индией и Китаем, то сельскохозяйственные вопросы не стали бы камнем преткновения. Если бы был достигнут компромисс по Дохийскому раунду, то после ратификации договора в сенате сельскохозяйственные комитеты конгресса вернулись бы к закону о поддержке фермеров и внесли бы в него необходимые изменения. В настоящий момент единственный консенсус, который мы имеем, состоит в том, что никто не хочет достичь консенсуса. В целом повестка дня Дохийского раунда устарела. Предпринимаются попытки сократить повестку дня и перечень обсуждаемых вопросов, чтобы достичь хоть какого-нибудь компромисса: программы содействия торговле, унификация таможенных процедур и т.п. Вместо Дохийского раунда речь сейчас идет о выработке секторального подхода к мировой торговле. Давайте возьмем такую-то сферу экономики и выработаем общую позицию среди тех стран, которые могут достичь общей точки зрения. Если другие страны захотят присоединиться к этому соглашению, то отлично. Нельзя ждать, пока все 157 членов ВТО выработают единую позицию по всем вопросам. 

 – Каковы перспективы прохождения текущего фермерского билля через конгресс, учитывая засуху, от которой страдает большая часть территории США?

– В условиях растущего дефицита федерального бюджета речь идет не об увеличении государственной поддержки сельского хозяйства, а о размерах ее сокращения. Сенат уже принял свою версию законопроекта, однако палата представителей пока ограничилась рассмотрением билля в профильном комитете. Основное различие в позиции палат конгресса заключается в том, на сколько они сокращают программу поддержки питания. Радикальные консервативные республиканцы в палате представителей настаивают на снижении финансирования в размере 35 млрд долларов, а демократы в сенате согласны лишь на 23 млрд. Для избирателей демократов талоны на питание и т.п. программы крайне важны в условиях медленного выхода из кризиса. (Летом этого года количество людей, получающих талоны на бесплатное питание, достигло 46 млн. – Прим. С.К.) В случае если законодатели не смогут принять новую сельскохозяйственную программу или продлить срок действия нынешней из-за политических разногласий, в силу вступит закон 1938 года «О выравнивании сельскохозяйственного рынка», дающий гигантские полномочия министру сельского хозяйства, который получит право определять, сколько и какой культуры должно выращиваться и по какой цене реализовываться (республиканцы, сторонники «маленького правительства», не допустят такого расширения полномочий государства. – Прим. «Эксперта Online»). Что-то в любом случае будет сделано.

Вашингтон