Разногласия усиливаются

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
25 сентября 2012, 13:39

Похоже, что разногласия между флагманом европейской экономики Германией и остальной частью валютного союза принимают угрожающий размер. Так, очередные переговоры немецкого канцлера Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда вновь продемонстрировали всему миру ряд существующих между странами противоречий. В связи с этим, пишет Bloomberg, усилия европейских лидеров по купированию долгового кризиса могут зайти в тупик.

Фото: AP
Очередные переговоры немецкого канцлера Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда вновь продемонстрировали всему миру ряд существующих между странами противоречий

В частности, лидеры двух крупнейших экономик еврозоны разошлись во мнениях по вопросу о сроке запуска единого банковского регулирования в еврозоне. Олланд уверен, что механизм общего контроля над банками должен заработать как можно скорее, тогда как Меркель не считает нужным устанавливать определенный временной ориентир для начала единого регулирования в банковском секторе. По мнению немецкого канцлера, все решения должны быть тщательно проработанными, и только после этого нужно решать, сколько времени потребуется на их реализацию. И поскольку общего решения не было найдено, единое регулирование в банковском секторе еврозоны может быть отложено на неопределенный период, соответственно, и принятие решения по ключевому вопросу в преодолении европейского долгового кризиса также откладывается, также на неизвестный срок. «Похоже, что европейские лидеры успокоились, — заявил экономист Morgan Stanley Йоахим Фелс. — Об этом, в частности, говорит отсутствие соглашения по основным элементам создания банковского союза, что является ключевым для разрыва "порочного круга" связи между финансами банков и государств».

Разногласия на переговорах между Германией и Францией действительно могут стать препятствием для принятия решений по одному из ключевых вопросов в преодолении европейского долгового кризиса, уверен замначальника отдела анализа макроэкономики и конъюнктуры финансовых рынков инвестиционного департамента Промсвязьбанка Олег Шагов. Но, говорит эксперт, пока эти противоречия носят технический характер. В последнее время нельзя не заметить сближения позиций этих стран. В частности, французские политики все меньше говорят о том, что главным инструментом стимулирования экономики должны быть госрасходы, тогда как немцы существенно смягчили позицию относительно помощи проблемным странам. Понимая, что они находятся в одной перегруженной долгами европейской лодке, которую весьма рискованно раскачивать, Берлин и Париж по-прежнему настроены углублять евроинтеграцию. Правда, каждый из них представляет себе этот процесс по-своему. Но пока они настроены на переговоры и достижение взаимовыгодного компромисса.

Но проблема касается не только позиций глав Франции и Германии. Центральный банк Германии выразил недовольство политикой МВФ, обвинив фонд в «распылении денег и превышении правового мандата». «МВФ превращается в механизм ликвидности для банков. Это не соответствует правовой и институциональной роли МВФ или его способности предотвращать риски», — говорится в ежемесячном отчете Бундесбанка. По мнению немцев, было правильным предоставить помощь Греции, Ирландии и Португалии, но в дальнейшем необходим «мониторинг, чтобы не было "размывания" стандартов». Беспрецедентное заявление прозвучало в тот момент, когда глава МВФ Кристин Лагард призвала к срочным мерам по всему миру, чтобы предотвратить новый глобальный спад. Похвалив последние чрезвычайные меры центральных банков США, Европы и Японии, она сказала, что этого все же недостаточно, чтобы обеспечить восстановление.

Позиция МВФ в корне противоречит мнению Бундесбанка, который предупреждает (и справедливо) о рисках ускорения темпов инфляции и в ЕС, и во всем мире. К тому же и сама Германия испытывает проблемы в собственной экономике, о чем говорят последние статистические данные, что не может не вызывать тревоги у монетарных властей страны. В дальнейшем же ситуация еще больше ухудшится. Так, ОЭСР ожидает, что рецессия в Германии станет глубокой цепной реакцией для слабых стран региона. По мнению начальника аналитического отдела ИК «Трейд-портал» Алексея Рыбакова, претензии Германии небеспочвенны, так как маржинальность деятельности МВФ  неуклонно падала, что, в свою очередь, подталкивало МВФ кредитовать страны со спорными финансовыми и бюджетными результатами и постепенно снижать требования к заемщикам. Позиция Бундесбанка в данном случае понятна, ведь все потуги Германии привести в норму бюджеты проблемных стран могут сойти на нет в случае, если МВФ будет смягчать политику кредитования. Также стоит помнить, что доля Германии в капитале МВФ составляет более 5%, что, в свою очередь, «дает ей право» спрашивать с МВФ.

Между тем вчера стало известно о том, что рабочая группа политиков разрабатывает план по увеличению Европейского механизма стабильности (ESM) с 500 млрд до 2 трлн евро. Сразу же за появлением новости появилась резкая реакция немецких властей, которые категорически отвергли такую возможность. Вообще поведение Германии вполне логично с точки зрения координатора начавшегося процесса интеграции, считает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Все меры ЕЦБ, а также реформы в проблемных странах дают очень слабые локальные результаты. Более того, громкие заявления о расширении фонда ESM до 2 трлн евро выглядят не просто нереальными, но и раскачивают финансовые рынки, давая инвесторам лишние ориентиры для принятия решений и создавая поле для активной спекулятивной деятельности. При этом сейчас Европе необходимы долгосрочные инвесторы, вкладывающиеся в промышленность, в реальные секторы экономики. Это произойдет только после того, как еврозона начнет выступать единой финансовой и экономической структурой. Германия это хорошо понимает и продолжит толкать соседей по региону к дальнейшему объединению даже путем локальных провалов на рынках.

Но если говорить в целом о ситуации, то проблема ЕС сейчас, впрочем, как и прежде, заключается в отсутствии единого финансового центра принятия решений. Этот вопрос остается открытым с  момента первой кризисной волны и сейчас становится все более актуальным, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. За принятие решений в масштабах еврозоны должен кто-то нести ответственность. Сейчас это делает Германия как самая сильная европейская экономика, однако Берлин понимает, что такая ноша ему не под силу, и брать на себя дополнительный функционал страна не хочет. И пока в еврозоне не будет создано органа, аккумулирующего в себе ответственность за принятые решения, совокупные риски и предоставляющего гарантии, все жизненно важные решения будут разбиваться об этот порог.