Ориентир в будущее

Екатерина Шохина
27 сентября 2012, 19:13
Фото: ИТАР-ТАСС
Евгений Надоршин

С 2015 года Центробанк перейдет к политике свободного плавания рубля и режиму инфляционного таргетирования. Об этом сообщил зампредседателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев в интервью агентству «Прайм».

«С 2015 года мы переходим к режиму инфляционного таргетирования. Что касается плавающего курса и отмены валютного коридора, то это будет симметрично», — сказал Улюкаев.

В настоящее время проводится противоположная политика: ЦБ контролирует валютный курс, но не оказывает прямого воздействия на инфляцию. При этом чиновники и экономисты уже неоднократно указывали на то, что в целях формирования долгосрочных ориентиров для бизнеса полезнее контролировать инфляцию.

Каким конкретно образом будет осуществляться инфляционное таргетирование Улюкаев не сказал, но отметил, что этот проект определяет целевой ориентир по инфляции на 2013 год в 5–6%, на 2014–2015 годы — 4–5%.

Что же касается валютного контроля, то в настоящее время в качестве операционного ориентира курсовой политики ЦБ использует рублевую стоимость бивалютной корзины (0,45 евро и 0,55 доллара). Диапазон ее допустимых значений задается плавающим операционным интервалом (шириной 7 рублей с 24 июля), границы которого корректируются в зависимости от объема совершенных валютных интервенций ЦБ.

Главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин прокомментировал «Эксперту Online» решение ЦБ и его последствия для экономики и бизнеса страны: «Переход от валютного к инфляционному таргетированию — решение эпохальное для российских денежных властей. Несмотря на то, что разговоры об этом шли уже давно, первый раз, похоже, была серьезно озвучена конкретная дата — 2015 год. И это решение можно только приветствовать».

И таргетирование валютного курса, и инфляционное таргетирование направлены на макроэкономическую стабилизацию и, следовательно, повышение уверенности в завтрашнем дне для бизнеса и домохозяйств. Однако таргетирование инфляции — более тонкий инструмент, оказывающий более сильное влияние на настроение бизнеса, его инвестиционные планы. Валютный курс — показатель краткосрочный, инфляция — средне и долгосрочный, корректирующий ожидания экономических агентов. Таргетирование инфляции дает возможность установить смотрящий в будущее (скажем, на год-два вперед) ориентир, что при успешной реализации выражается в большей предсказуемости как действий самих властей, так и экономических агентов в частном секторе. Позволяет лучше рассчитывать экономическую деятельность и осуществлять финансовое планирование.

По сути, это механизм управления рыночными ожиданиями. Большая уверенность в будущем влечет за собой приток капитала и рост инвестиций.

Формально перейти на инфляционное таргетирование просто. У ЦБ достаточно инструментов (РЕПО и пр.), чтобы контролировать денежное предложение. Отказался от валютных интервенций и, вроде бы, все в порядке. Но на практике это может быть сопряжено с очень серьезной переменой во взаимоотношениях (и взаимопонимании) регулятора и остальной экономики. В отличие от валютного рынка, где механизм воздействия довольно прост (покупай-продавай), влияние на ожидания требует другого уровня доверия экономических агентов к регулятору. Только тогда слова и действия денежно-кредитных властей воплотятся в будущей рыночной реальности. Пока же взаимоотношения ЦБ с рынком далеки от этого состояния. Сейчас нередки ситуации, когда перед лицом перемен рынок в ужасе гадает, что ЦБ будет делать в этом случае: даст ликвидность или не даст, а если даст, то сколько и кому. Так таргетировать инфляцию не выйдет.

Может вообще так случиться, что отказаться от операций на валютном рынке получится, а вот реализовать полноценное инфляционное таргетирование не выйдет. Например, не сможет ЦБ научиться влиять на ожидания рынка. Тогда такое изменение денежно-кредитной политики вместо предсказуемости само станет источником неопределенности.

Важно отметить, что Банк России может столкнуться с внутренними сложностями в реализации перехода. Быть мегарегулятором и проводить денежную политику одновременно — весьма затруднительно. По крайней мере до сегодняшнего момента у ЦБ не всегда получалось разделять эти сферы деятельности.

Пока регулятор выглядит нацеленным на переход к таргетированию инфляции, и остается только надеяться на то, что со временем механизм инфляционного таргетирования будет освоен также хорошо и профессионально, как и валютного. Правда, времени как раз осталось немного.