Хаос в небе Германии

Сергей Сумленный
4 сентября 2012, 15:57

Забастовка стюардов компании Lufthansa полностью парализовала работу концерна в Германии. Около 1200 стюардесс и стюардов компании не вышли на работу в аэропортах Берлин-Тегель, Франкфурт-на-Майне и Мюнхен. В результате акции уже сорвано отправление около 300 рейсов, бастующие исходят из того, что всего по итогам дня не поднимутся в воздух 400 рейсов компании Lufthansa.

Фото: AP
Массовая забастовка стюардов компании Lufthansa – отменено более 300 рейсов

Забастовку проводит профсоюз UFO (аббревиатура от Организации независимых бортпроводников), объединяющий работников бортового обслуживания концерна. Требования бастующих — повышение зарплаты на 3,5%, а также отказ концерна от использования внешних компаний с демпинговыми ценами для работы на борту. Также бастующие требуют прекратить практику найма на работу бортпроводниками лиц по краткосрочным непродлеваемым контрактам. По мнению профсоюза, такая тактика компании приводит к падению зарплат и к общему ухудшению условий работы.

Переговоры о повышении зарплат между руководством Lufthansa и UFO длились уже 13 месяцев, зарплаты персоналу не повышались уже три года — по немецкому законодательству это достаточная причина для того, чтобы начать легальную забастовку.

Между тем действия забастовщиков из UFO крайне эффективны — по нормам безопасности авиакомпания не может поднять машину в воздух, если на борту не хватает хотя бы одного бортпроводника, положенного по штатному расписанию. В условиях, когда бастуют одновременно 1200 сотрудников в трех крупнейших национальных хабах компании, невозможность поднять в воздух одну машину означает слом всего расписания — экипаж, не вылетевший из Франкфурта, предположим, в Вену, не может выполнять следующий рейс из Вены в Дюссельдорф. Таким образом, забастовка в трех узловых точках транспортной сети концерна вызвала цепную реакцию и массовую отмену рейсов по всей Европе.

По данным Lufthansa, на данный момент только в аэропорту Франкфурта уже отменено 190 рейсов — это примерно половина всех рейсов на малые и средние дистанции, отправляемых компанией из Франкфурта. «Мы совершенно не находим понимания этой акции. Бастующие раз за разом перекладывают тяготы спора на пассажиров. Это уже все совершенно не смешно», — заявил газете Financial Times Deutschland пресс-секретарь компании Lufthansa Клаус Вальтер.

В свою очередь, бастующие исходят из полной легитимности своих действий. «Lufthansa, похоже, полностью забыла, что успех пассажирских перевозок во многом зависит от бортперсонала», — заявили в UFO и пообещали продолжить срывать работу компании и дальше. «Если Lufthansa и дальше будет проводить свою хамскую линию поведения, то мы и в среду обеспечим ей тоже достаточно хаоса», — с гордостью заявил глава профсоюза Николай Баублис. Ранее глава профсоюза обещал «нанести концерну максимально возможный экономический ущерб».

Это вторая акция профсоюза в ходе начавшейся острой фазы конфликта вокруг улучшения условий труда. В пятницу профсоюз UFO уже провел предупредительную забастовку во Франкфурте, главном аэропорте страны и центральном хабе Lufthansa. Тогда действия забастовщиков привели к отмене 190 рейсов, в воздух не поднялись 26 тыс. пассажиров.

Пассажирское подразделение концерна Lufthansa, в который входят также компании Austrian Airlines, Swiss и GermanWings, является одним из самых быстрорастущих в мире. За последние три года объем пассажирских перевозок концерна вырос с 70,5 млн до 100,6 млн пассажиров в год. Десять лет назад концерн перевозил всего 43,9 млн пассажиров в год. Главный объем перевозок приходится на марку Lufthansa — она перевозит 65,5 млн пассажиров в год. Главным рынком компании являются европейские перевозки. Из 100 млн пассажиров, перевезенных в 2011 году, на Европу пришлось 79,6 млн, на американский рынок — 9 млн пассажиров.

Успехи в экспансии, однако, не вызывают такого же стремительного роста экономических показателей концерна. Так, в первом квартале 2012 года подразделение Lufthansa Passage, отвечающее за перевозку пассажиров, показало оперативные убытки в размере 384 млн евро. Всего пассажирские перевозки внутри концерна принесли убытки в размере 445 млн евро. Неудивительно, что жесткая экономия на бортперсонале является одной из стратегий концерна по сокращению убытков.