Новый Русский

Москва, 07.09.2012

Фото: AP

Того, что происходит во Владивостоке в эти дни, не происходило здесь никогда. Делегации из 21 страны во главе с президентами и премьер-министрами, наплыв бизнесменов, чиновников, журналистов, силовиков в форме и штатском – все это приметы саммита АТЭС-2012, деловая программа которого начала работу сегодня на острове Русском под Владивостоком. Вчера для участия в ней в город прибыл президент России Владимир Путин.

Но всего через несколько дней ажиотаж, местами переходящий в безумие, сойдет на нет. И останутся другие приметы – выстроенные к саммиту мосты, гостиницы, дороги, университет. Оптимисты считают, что Владивосток преодолел свою карму «города, в котором вечно все не так», и теперь станет, во-первых, Тихоокеанской столицей России, а во-вторых, одним из ведущих городов азиатско-тихоокеанского региона. Скептики говорят, что после саммита внимание Москвы к Владивостоку ослабнет, федеральные вливания прекратятся и город впадет в привычную депрессию, не в силах конкурировать с такими монстрами, как Сингапур, Шанхай или Гонконг.

Четыре года строгого режима

В течение последних четырех лет Владивосток представлял собой сплошную стройплощадку, получив от местных остряков прозвище «разрытогорск». В 2008 году, когда стройки начинались, число скептиков зашкаливало. Одни считали, что саммит перенесут в Санкт-Петербург. Другие утверждали, что при любом раскладе завершить начатые стройки вовремя не удастся. Даже гендиректор Тихоокеанской мостостроительной компании Виктор Гребнев говорил, что мост на остров Русский (где непосредственно проходит саммит) построить в обозначенные сроки нереально с технологической точки зрения. Однако этот мост, который строила столичная УСК «Мост», был сдан в эксплуатацию даже раньше, чем внутригородской мост через бухту Золотой Рог, который строила как раз компания Гребнева.

Сданы и другие объекты – правда, почти все со значительным отставанием. По словам главы Дальневосточной дирекции Минрегиона (координатор строек саммита) Олега Букалова, по состоянию на 31 августа освоено 664,5 млрд рублей из 679, выполнение работ в целом по всем объектам саммита составляет 98%. Следует уточнить, что понятие «объекты саммита» слишком размыто: когда говорят о подготовке города к АТЭС и потраченных на это миллиардах, в перечень строек включают и такие проекты, как газопровод Сахалин–Хабаровск–Владивосток, протянутый на средства «Газпрома», и две судоверфи, строящиеся на юге Приморья с корейскими и китайскими партнерами и никакого отношения к саммиту не имеющие. Включение стройки в перечень объектов саммита позволяло получить определенные преференции при оформлении документов, прохождении госэкспертизы и т.п., чем и объясняется «раздутый» список. Больше половины из названной суммы – 425 млрд рублей – составляют средства внебюджетных источников («Газпром», Объединенная судостроительная корпорация, РЖД и др.). Сумма, непосредственно потраченная государством на объекты саммита, гораздо меньше, хотя тоже впечатляет – 219 млрд рублей из федерального бюджета плюс 35 млрд из бюджета Приморского края.

Но даже из этих объектов по-настоящему необходимы для жарких сентябрьских дней всего несколько: новый аэропорт в Артеме, способный принять два десятка президентских бортов, дорога от этого аэропорта на Русский остров, конференц-центр и гостиницы. Если бы не были построены в срок мосты – элементы дороги на Русский – гостей везли бы туда водным и воздушным транспортом. Год назад на совещании во Владивостоке тогда еще президент Дмитрий Медведев давал поручение разработать «резервные варианты» доставки делегаций на остров. А полпред президента на Дальнем Востоке, ныне ставший еще и министром по развитию этого макрорегиона Виктор Ишаев уже после давал понять, что лучше строить как следует, а не заниматься штурмовщиной.

Вокзалы для своих

К августу 2012-го стало понятно, что в целом Владивосток к саммиту готов, хотя не без нюансов. 1 августа внезапно (притом что губернатор Приморья Владимир Миклушевский обещал ввести все мосты в строй к Дню города – 2 июля) пустили в эксплуатацию мост на Русский, итогом чего стала пробка из горожан, ринувшихся на остров, куда раньше можно было попасть только паромами (да и появившиеся на острове хайвеи производят сюрреалистическое впечатление). Несколько позже запустили мост через бухту Золотой Рог (мэр Владивостока Игорь Пушкарев обещал еще в начале июля открыть мост для пеших прогулок), хотя невооруженным глазом было видно, что строительство не завершено: с южной стороны из-под пролета не убраны временные опоры, не доделаны развязки. Но, так или иначе, этот мост, активнее всего задействованный в городском движении, уже смог разгрузить вечную пробку в районе площади Луговой. Из-за его появления мэрия Владивостока перенастроила схему дорожного движения в центре города и даже ввела два участка с левосторонним движением, что местные наблюдатели расценили как дань уважения Японии, снабжающей Дальний Восток праворульными автомобилями.

Открыт и низководный мост через часть Амурского залива в пригороде – элемент дороги-дублера от аэропорта к самому Владивостоку. Практическая необходимость дороги-дублера не столь очевидна, если учесть, что к саммиту серьезной реконструкции подверглась и основная трасса. Впрочем, для реализации проекта «Большой Владивосток» и сращивания города с Артемом и Надеждинским районом эта дорога пригодится. Ее городской участок должен – после строительства съездов, которых пока нет, – разгрузить склеротические транспортные артерии приморской столицы. Иначе трасса так и останется дорогой для саммита, а не для людей. Кстати, участок именно этой дороги в районе бухты Тихой в июне позорно обрушился после дождя, чем был сильно недоволен премьер-министр Медведев. Теперь дорога восстановлена; и главное, чтобы она достояла хотя бы до завершения саммита.

Начал работу новый терминал аэропорта Кневичи, построенный чуть в стороне от старого. Туда уже переведено обслуживание регулярных рейсов. К новому терминалу от железнодорожного вокзала Владивостока проложена линия аэроэкспресса. Очевидцы, впрочем, говорят, что после недавнего дождя в новом аэровокзальном комплексе сильно текла крыша. Во Владивостоке открыт новый вокзал прибрежных морских сообщений. Старый был разрушен ради строительства к саммиту пятизвездочного отеля Hyatt на Корабельной набережной. Таких отелей во Владивостоке строится сразу два, причем ни один из них к саммиту вступить в строй не успеет. По словам Олега Букалова, виновник срыва – турецкий подрядчик, которого заменили гонконгским. Поэтому гостям придется жить частично на территории нового кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), построенного на Русском, а частично – на арендованных судах (гигантский лайнер Legend of the Seas – для чиновников и бизнесменов, старый советский паром польской постройки «Георг Отс» – для сотрудников ФСО). Попытавшись сделать хорошую мину, приморский губернатор Миклушевский на недавней пресс-конференции заявил, что «Хайятты» «изначально в плане расселения не фигурировали», хотя до прихода Миклушевского на губернаторский пост чиновники утверждали обратное. Пессимисты недоумевают, кому будут нужны эти гостиницы после саммита, оптимисты уверяют, что именно отсутствие отелей мешало Владивостоку стать меккой туризма.

Новый кампус ДВФУ на Русском, несмотря на скандалы с невыплатой субподрядчиками зарплаты гастарбайтерам, в целом готов (его строила столичная Crocus Group Араса Агаларова), хотя, говорят, крыши там тоже с дождями не очень дружат. Назначенный два месяца назад ректором ДВФУ Сергей Иванец дает позитивную, но осторожную оценку: «Строительство очень-очень близко к завершению… Те, кто действительно отвечает за стройку, уверяют, что она будет полностью завершена к саммиту». Саммит пройдет непосредственно в вузовских корпусах, после чего начнется переезд вуза с материка на остров. «В помещениях будет проведен определенный ремонт, потребуется небольшая доделка, уборка. Предполагаем начать учебный процесс на острове с 1 октября», – говорит Иванец.

Долгострои саммита

Несмотря на ряд вопросов по поводу целесообразности того или иного объекта, а также срывы сроков, стройки саммита, безусловно, гигантское инфраструктурное благо для жителей города. Речь не только о мостах (прежде всего через Золотой Рог – эту мечту владивостокцев изображали еще на дореволюционных открытках), моментально ставших новыми городскими символами, но и об очистных сооружениях, комплексе по переработке отходов и т.д.

Вместе с тем с саммитом стройки не заканчиваются. Многие объекты придется доделывать. В самое ближайшее время, по словам Олега Букалова, должно завершиться строительство гостиниц Hyatt, театра оперы и балета («он готов на 95%, малая сцена уже может использоваться») и спортивно-концертного «Фетисов-холла» в пригороде. Из объектов ДВФУ на острове не достроены лабораторный корпус и медицинский центр. Именно из-за этого на Русском оставлено 1,5 тыс. гастарбайтеров, но на время саммита их планируется с острова удалить. Другая нерешенная проблема Русского – отсутствие питьевой воды (сейчас приходиться пить опресненную морскую). Букалов заверяет, что водовод с материка, на который не хватило денег, будет построен по новой программе Минрегиона: «Как именно он будет проложен – технологически еще не решено, все зависит от того, какая сумма будет выделена из госбюджета». Доделок ждут очистные сооружения Владивостока, пока не способные заработать в полную силу, и Владивостокская ТЭЦ-2, которую пока не могут целиком перевести на газ в силу того, что газопровод от Сахалина до Владивостока еще не заполнен газом в достаточном количестве.

Существуют опасения, что из-за необходимости достраивать целый ряд объектов вырастет нагрузка на краевой бюджет, и без того серьезно «оптимизированный» в последние годы ради софинансирования строек саммита (перетягиванием бюджетного одеяла на Владивосток недовольны в муниципальных образованиях края). Однако, по заверению Букалова, будет сохранена ранее утвержденная схема софинансирования, а значит, город и край не понесут никаких дополнительных затрат. При этом некоторые стройки могут получить судебное продолжение. Так, Счетная палата РФ выявила махинации при рекультивации Горностаевской свалки в пригороде Владивостока. Подрядчик – фирма «Востокстройсервис», заключившая госконтракт с краевой администрацией, – использовала дешевые китайские материалы, проходившие по документам как дорогие. Разница составила 320 млн рублей, рекультивация не удалась: опрятный курган пошел трещинами, откуда вырываются горячие зловонные газы. Другой маленький скандал – пошедшее трещинами здание прокуратуры Владивостока. По мнению некоторых экспертов, ЧП спровоцировано ведущимся рядом строительством одного из упомянутых Hyatt.

Закрытые ворота в Азию

К саммиту как таковому, впрочем, все эти локальные истории прямого отношения не имеют. Инфраструктурная часть подготовки проведена, можно сказать, успешно. Другое дело – организационная сторона вопроса, которая обещает рядовым владивостокцам массу неудобств. С 25 августа до 11 сентября Владивосток перешел практически на «военное положение». На Русский пускают только островитян, прошедших «аккредитацию» (вначале вообще говорили о вживлении чипов). Ряд бухт вокруг Владивостока закрыты для плавания всех плавсредств. 7-11 сентября окажется парализованной работа владивостокского порта. Его акваторию должны будут покинуть все суда, а значит, никакие перегрузочные работы производиться в эти дни не будут, хотя в портовых Иокогаме, Пусане и Сингапуре, где тоже проходили саммиты АТЭС, сумели обойтись без таких крутых мер (а порты там куда больше владивостокского). Портовики и их смежники подсчитывают убытки. Выходит, гостям саммита Владивосток представят как ворота России в Азию, но одновременно эти ворота закроют.

Благо без анонсированного режима «закрытого неба» вроде бы обойдутся: в краевой администрации сообщили, что обычные рейсы с 4 по 10 сентября будут принимать в старом терминале аэропорта, тогда как новый отдадут под VIP-борта. Полицейские Владивостока и их коллеги (от Дальнего Востока до Урала) дежурят буквально на каждом углу. Возникают мини-скандалы – например, с сотрудниками ФСО, которые отказываются платить за вход на городские пляжи, вместо денег предъявляя удостоверения. Всего, по данным краевого УМВД, на саммите АТЭС будет задействовано 10 тыс. полицейских и бойцов Внутренних войск, 11 катеров, шесть вертолетов и даже два беспилотных летательных аппарата.

В городе ходят слухи о «зачистке» 500-метровой зоны по сторонам от «гостевого маршрута», о высылке экстремистов, проституток и бомжей, об искусственном дефиците топлива, который будет создан в целях разгрузки города от автомобилей, о планируемом «обвале» сотовой связи и др. Часть слухов опровергается (например, губернатор Миклушевский пообещал не допустить дефицита бензина), часть – подтверждается. Например, в соседних с Владивостоком Артеме и Надеждинском районе на время саммита запрещена вся охота. Замначальника УВД Владивостока Сергей Гусев заявил, что улицы города очистят от девушек легкого поведения. Вице-губернатор Приморья Александр Лось попытался сгладить формулировки, заявив, что с асоциальными элементами будут бороться сугубо в рамках закона и ни в какие резервации никого не повезут. «Все легальные трудовые мигранты останутся в городе», – добавил Лось, комментируя слух о том, что дворников-таджиков с улиц тоже уберут и Владивосток утонет в мусоре.

Верить всем слухам не следует, но заявлениям чиновников полного доверия тоже нет. Похоже на то, что в течение «недели лидеров» горожане окажутся лишними. Поэтому многие из них (включая автора данного текста) сами собираются уехать в эти дни из города.

Одновременно с закручиванием гаек ведется работа над имиджем Приморья как региона не только акул и партизан. На гостевом маршруте отремонтированы фасады домов, снесены незаконные киоски, свыше тысячи волонтеров со всей страны прошли спецподготовку (кроме иностранных языков их учили приемам айкидо), персоналу ресторанов и магазинов придется работать «до последнего клиента» и опробовать свой только что выученный английский. С этим, кстати, были проблемы: в центре города появились англоязычные указатели, на поверку оказавшиеся безграмотными («Театр имени Горького» – Theatre of name of Gorky, «Центр» – Urban и т. п.), притом что для перевода привлекли столичную фирму. Таблички пришлось срочно переписывать. Нечто подобное произошло с униформой от Юдашкина для обслуживающего саммит персонала: пошитая в Китае одежда оказалась такого качества, что ее пришлось срочно перешивать. Новые мундиры от Юдашкина получили и часть владивостокских полицейских. За аудиовпечатления гостей ответственны артисты – от Владимира Спивакова до «Бурановских бабушек», за визуальные – фейерверк за 275,4 млн рублей. Средства на пиротехнику выделит Минфин по разделу «Другие общегосударственные вопросы».

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. В правительстве явно обозначились две партии
    Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что России пора перестать гордиться профицитным бюджетом и начинать увеличивать заимствования. Заимствовать обязательно надо, считают эксперты, а также и резервы расходовать, ведь за это не придётся платить никому 6.5% годовых и более. Но решится ли правительство включить денежный насос?
  2. Королевство тонет в дешевой нефти
    Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу
  3. На мировую экономику движется волна банкротств
    Мировой экономический кризис, прогнозы экспертов
Реклама