Перспективная Москва

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
11 октября 2012, 13:13

Рейтинг Москвы повысился на один пункт, и в 2012 году она заняла 20-е место по общему количеству баллов, следуя за Шанхаем, согласно данным пятого выпуска обзора "Города возможностей – 2012", опубликованного компанией PwC совместно с организацией Partnership for New York City. Компаниями был представлен сравнительный анализ 27 городов мира, являющихся финансовыми, торговыми и культурными центрами.

Фото: Эксперт Online
Привлекательность Москвы как финансового, торгового и культурного центра в глазах мирового сообщества постоянно растёт

«Тот факт, что рейтинг Москвы повысился по результатам исследования "Города возможностей – 2012", является, безусловно, положительным. Экономический рост Москвы, ее технологическая готовность и ее высокообразованное население должны внести свой вклад в дальнейшее успешное продвижение города по рейтинговой шкале городов. Тем не менее на повестке дня остаются нерешенные вопросы совершенствования инфраструктуры, улучшения бизнес-климата и транспортной доступности, имеющие решающее значение для престижа города и его международной репутации в будущем», – пояснила Екатерина Шапочка, руководитель практики по предоставлению услуг правительственным и общественным организациям PwC в России. 

В категории «экономическое влияние» Москва вошла в первую десятку и заняла восьмое место. По показателю прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и экономического роста Москва продемонстрировала хорошие результаты: город привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций и занимает пятое место по объему капиталовложений, опережая Гонконг и Абу-Даби, и седьмое место по числу проектов Greenfield – сразу за Пекином и Парижем, но опередив Нью-Йорк и Токио. Город также занимает восьмое место по количеству головных офисов из списка 500 крупнейших компаний мира (Global 500), 11-е место по количеству объектов капитального строительства и 12-е место по реальному росту ВВП. 

В категории «устойчивое развитие и окружающая среда» Москва вошла в первую десятку городов, несмотря на ее суровые зимы, и разделила седьмое место с Парижем. Знаменитые парки и развитая система общественного транспорта усиливают позиции Москвы с точки зрения устойчивого развития. В частности, город занимает третье место по площади зеленых насаждений и располагается сразу за Стокгольмом и Парижем, опередив Нью-Йорк и Сан-Франциско, занимает восьмое место по такому показателю, как расходы на общественный транспорт и девятое место по охвату сети общественного транспорта. 

В рейтинге 2012 года Москва вошла в первую пятерку городов по доле населения с высшим образованием. Учитывая ее историю и традиции, неудивительно, что Москва показала хороший результат по ряду показателей, измеряющих достижения в области образования. Так, Москва заняла первое место по показателю «количество учеников в классе» (начальная школа), вошла в пятерку по количеству публичных библиотек и, самое главное, получила пятое место по показателю доли населения с высшим образованием. Образованные москвичи, несомненно, получают преимущества от высокого качества широкополосного доступа в интернет – по этому показателю Москва заняла четвертое место, опередив большинство городов, вошедших в исследование (включая Нью-Йорк и Лос-Анджелес), а также вносят вклад в седьмое место города по разработке и созданию программного обеспечения и мультимедиа. 

Кроме того, Москва входит в первую десятку городов мира по четырем из шести показателей в категории «город-хаб» – это новая категория в отчете, которая измеряет такие позиции, как гостиничный номерной фонд, объем международного туризма, интенсивность воздушного сообщения и объем пассажиропотоков, иначе говоря – глобальную транспортную доступность и международную привлекательность городов. 

Одновременно Москва является одним из самых дорогих городов мира, занимая девятое место в категории «стоимость»: столица стоит на девятом месте по дороговизне аренды жилья и на пятом по величине затрат на аренду и содержание офисных помещений. Низкий рейтинг города по показателям здравоохранения, безопасности и защищенности негативно влияет на его международную репутацию и престиж – в этих областях городу предстоит вести работу, чтобы Москва стала еще более удобной для жизни и ведения бизнеса. 

Дороговизна жизни в столице имеет вполне понятные причины. Первая – платежеспособный спрос, который позволяет продавцам реализовать продукцию/услуги в объеме, достаточном для покрытия издержек и получения достаточной прибыли, чтобы продолжать работать, говорит Андрей Сахаров, аналитик «Инвесткафе». Вторая – большие скрытые издержки, коррупция, которая значительно «разогревает» себестоимость. Но эта причина является следствием первой: платежеспособного спроса хватает на то, чтобы «кормить» мздоимцев. В противном случае либо бизнесу пришлось бы закрыться, либо коррупционерам – поумерить свои аппетиты. С большей вероятностью последнего. 

И трудностей действительно достаточно. Как отмечает замначальника аналитического отдела Московского фондового центра Елена Чернолецкая, одной из главных трудностей российской столицы является отток капитала: «Учитывая тот факт, что именно Москва является сосредоточением российских финансистов, основной объем оттока из РФ приходится именно на нее. Только по рынку акций с лета прошлого года было выведено около 2,5 млрд долларов». Сказывается на ситуации и мировой кризис. До недавнего времени, отмечает эксперт, внутренний спрос Москвы на основные потребительские товары был высоким, но общее замедление экономики и постепенное насыщение рынка замедляют темпы роста спроса. В то же время Москва как культурный центр все еще не имеет достаточной возможности привлекать иностранцев и развивать туризм из-за низкого обеспечения гостиничного сектора и туристической инфраструктуры. Так что при теоретическом высоком потенциале период мирового кризиса и внутренние проблемы сейчас становятся серьезным препятствием для развития Москвы. 

В целом же инфраструктура Москвы выглядит достойно по сравнению с крупнейшими городами мира, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Да, она часто, как это свойственно обычно мегаполису, не успевает подстроиться под новые потребности горожан. Это касается и общественного транспорта в плане дорог и пробок, удобства города для людей с ограниченными возможностями, чистоты на улицах. Однако власти постоянно пересматривают свои планы, адаптируя их к требованиям времени, что позволяет надеяться на быстрое обновление и изменение ситуации к лучшему.