Центральный округ Городецкого

Фото: gorodetsky.ru
Владимир Городецкий объявил о масштабной реформе системы управления городом

Владимир Городецкий, мэр крупнейшего муниципалитета страны – Новосибирска, на этой неделе анонсировал масштабную административную реформу. В результате аппарат мэрии должен сократиться на 10-15% штатных единиц, а вместо трех центральных районов города появится новый орган управления – Центральный округ. Распоряжение №997-р «Об оптимизации деятельности структурных подразделений мэрии» градоначальник, занимающий свой пост с 2000 года уже третий срок, подписал 9 октября 2012 года.

Первый пункт программы – оптимизация штатов – выглядит довольно логичным. До 15 октября вице-мэры и руководители подразделений должны внести свои предложения по сокращению численности персонала служащих на 10–15% (наибольший секвестр коснется департамента земельных и имущественных отношений – мэр объяснил это тем, что муниципальной собственности в результате приватизации остается все меньше, значит, и число чиновников можно «урезать»). Кроме того, в структуре мэрии и районных администраций будут упразднены управление и отделы здравоохранения – за ненадобностью, поскольку полномочия по управлению городской медициной передаются на областной уровень.

При этом, по мнению Городецкого, сокращение штатной численности приведет к увеличению зарплаты оставшихся чиновников – в среднем на 5–20%. «Рассчитываем, что наибольшее повышение оплаты коснется такой категории, как начальники отделов, заместители начальников отделов – те самые "тягловые лошадки", на которых ложится больше полномочий при подготовке управленческих решений», – обещает мэр. Сейчас средние оклады таких сотрудников действительно невысоки – всего 15-16 тыс. рублей, хотя, по данным Росстата, на них приходится лишь 18% средней зарплаты муниципальных служащих (правда, по Новосибирской области; остальное – надбавки, премии, поощрения и т.д.). В мэрии и администрациях районов трудится 2,2 тыс. человек, фонд зарплаты превышает 1,24 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что на каждого чиновника (включая технический персонал) уже сейчас «выпадает» почти по 47 тыс. рублей ежемесячно – это почти в два раза больше, чем средняя зарплата по Новосибирску. Но проблема низкой зарплаты в мэрии реально существует, особенно на «обычных» должностях, которые, по идее, должны быть магнитом для качественных молодых кадров (а по факту не являются таковыми с учетом реальной зарплаты в 10-12 тыс. рублей).

Самый эффектный шаг: образование в границах трех районов Новосибирска (Центрального, Железнодорожного и Заельцовского) единого органа управления – Центрального округа. Сам Городецкий объясняет это оптимизацией системы управления и опытом других городов. «Почему мотивация объединить? Для сравнения. В одном Ленинском районе проживает 287 тыс. населения. Объединив три района – Центральный, Железнодорожный и Заельцовский – получим 278 тыс. жителей. Но сейчас гораздо больше затрат несут три районные администрации, чем одна администрация Ленинского района. Поэтому оптимизируем, чтобы затрат на управление стало меньше», – пояснил градоначальник на брифинге 10 октября. Правда, конкретные цифры грядущей оптимизации приведены не были, а вопрос управляемости при увеличении объекта управления остается открытым. Что же до опыта других городов, то в пример была приведена Казань, где вместо семи районов действуют четыре округа. Однако, как известно, в большинстве городов введение «окружной» системы управления городом свелось лишь к переименованию традиционных районов – таков, например, опыт Иркутска и Омска.

Примечательно, что речь идет, по словам мэра, именно об объединении администраций, а не самих районов. «Это не объединение районов, а организация администраций. При этом районы не изменят прописку, и на жителях это решение никак не отразится – возможно, станет только лучше», – уверен Городецкий, добавив, что службы, принимающие население, будут рассредоточены по территории всего будущего Центрального округа. Администрация округа переедет, по всей видимости, в здание нынешней администрации Железнодорожного района, а здания двух других администраций уже в следующем году могут быть проданы на аукционах. Кто возглавит новую структуру – пока не известно.

Сейчас Новосибирск, общее население которого составляет почти 1,5 млн человек, поделен на десять районов. Количество проживающего в них населения, как и площадь самих районов, сильно различается. В небольшом Железнодорожном, к примеру, проживает всего 62 тыс. человек, а на левом берегу Оби, в двух районах – Ленинском и Кировском – более 450 тыс. (то есть почти треть города). Есть и два, по сути, анклава – Советский (в котором находится знаменитый Академгородок) и Первомайский районы. Суммарно в них живет более 210 тыс. жителей, однако районы сильно отдалены от центра. Советский к тому же, единственный из всех районов, располагается сразу на двух берегах реки, а Первомайский фактически разделен на почти не связанные друг с другом зоны. Другими словами, систему управления мегаполисом давно надо было менять; тем более что администрации районов являются не полноценными органами муниципальной власти, а лишь механизмами распределения поступающих из городского бюджета средств. Главы районов когда-то ходили в статусе вице-мэров, но именно при Городецком были низведены в иерархии городской власти до «завхозов».

Городецкий пообещал, что, если опыт работы Центрального округа окажется успешным, реорганизация ждет и другие районы города. Однако, во-первых, стратегически объединение районов в один округ не соотносится с главной идеей местного самоуправления – максимального приближения власти к населению. Это хорошо видно, к примеру, по наукограду Кольцово – он, хотя и входит в агломерацию Новосибирска, является самостоятельным муниципальным образованием с населением всего 12 тыс. человек. И за минувшие десять лет, благодаря грамотному управлению мэра Николая Красникова, превратился в уютное и комфортное место проживания, в том числе для многих новосибирцев, переехавших в Кольцово из других районов города. Для того чтобы убедиться в том, что размер имеет значение, достаточно съездить, например, в наукоград Бийск, население которого превышает 230 тыс. человек, – такого же райского уголка, несмотря на федеральное финансирование «городков науки», там пока не возникло.

Во-вторых, в решении Владимира Городецкого пока больше политики – в 2014 году в городе пройдут выборы мэра. И хотя действующий градоначальник открыто о своих планах на четвертый срок не заявлял, его возросшая в последние месяцы активность говорит красноречивее слов. Объявленная административная реформа – лишь одно из самых громких действий 64-летнего мэра. К тому же, даже если предположить, что на новый срок он идти и не собирается, вполне может оказаться, что главой Центрального округа станет возможный преемник Городецкого. В любом случае эффектность сейчас явно превалирует над эффективностью.

Наконец, в-третьих, реформировать систему управления Новосибирском без учета управления всей Новосибирской агломерацией по меньшей мере недальновидно. На долю города и так приходится более 56% населения всей Новосибирской области; все остальные жители разбросаны по небольшим поселкам и деревням. К тому же эта доля не учитывает городов и районов агломерации. Аналогичная структура населения, пожалуй, сложилась только в Омской области – в других регионах, где есть города-миллионники, такой концентрации человеческого капитала в административных центрах и тяготеющих к ним территориях не наблюдается. Однако создание Новосибирской агломерации, объявленное на старте работы нынешнего губернатора области Василия Юрченко в 2010 году, пока затормозилось. Точнее, заморожен административный процесс – сама по себе агломерация давно сложилась. В результате чего, к примеру, второй по численности населения город в области – Бердск – уже превратился в 11-й район Новосибирска; «срослись» с ним и Обь, и пос. Краснообск. Но системным управлением самой крупной за Уралом агломерации никто до сих пор не занимается. Хотя в областном правительстве обещали еще весной объявить конкурс на разработку схемы единого территориального планирования.

Кстати, на минувшей неделе управлением городов-миллионников озаботились в Госдуме. Депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев внес законопроект, согласно которому в городах с населением свыше миллиона человек (в России таких 14, в Сибири – три) вместо органов местного самоуправления нужно создать исполнительные органы государственной власти субъектов РФ – нечто вроде региональных министерств по делам Новосибирска или Омска. А муниципалитеты образовать на уровне муниципальных районов с численностью населения порядка 100 тыс. человек. Такое предложение, как ни крути, больше соответствует логике настоящего местного самоуправления. К тому же явно перезрела потребность и в законодательном закреплении статуса агломераций – пока они де-юре нигде не прописаны, из-за чего бюрократическая машина их просто не замечает.