Езде «под градусом» грозит красный свет

Алена Осокина
16 октября 2012, 18:42
Фото: ИТАР-ТАСС
Законопроект, ужесточающий наказание за вождение пьяным, может быть внесен в Госдуму на следующей неделе

Законопроект, ужесточающий наказание за езду за рулем в пьяном виде, может быть внесен в Госдуму уже на следующей неделе. Авторы обещают добиться его принятия до конца года. Срок максимального тюремного заключения для пьяных водителей, насмерть сбивших человека, возрастет до 15 лет. При этом из окончательной версии документа исчезла норма о возврате предельного допустимого уровня алкоголя в крови автомобилистов, которую пообещали компенсировать разработкой точной методики медосвидетельствования.

Недавние аварии в Москве, унесшие по вине пьяных водителей жизни сразу нескольких человек, вынудили депутатов выступить с очередными инициативами по ужесточению наказания за нарушение ПДД. Подготовка поправок началась со скандального заявления единоросса Шамсаила Саралиева, который предложил карать нетрезвых водителей пожизненным лишением свободы. Однако после многочисленных совещаний с представителями ГИБДД депутаты остудили свой пыл, ограничившись повышением максимальной планки (с нынешних 9 до, по последним данным, 15 лет тюрьмы) за пьяную езду, обернувшуюся ДТП со смертельным исходом.

По словам руководителя фракции «Единая Россия» Андрея Воробьева, соответствующие поправки в Уголовный и Административный кодексы будут внесены в Госдуму уже на следующей неделе. До этого момента единороссы рассчитывают заручиться поддержкой правительства РФ и Верховного суда, которые должны дать свои заключения на законопроект.

Глава профильного думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин не исключает, что законопроект будет принят еще до нового года. В этом случае водителям, отправившим на тот свет как минимум двоих человек, придется не только отсидеть 15 лет в тюрьме, но и до конца жизни распрощаться с водительским удостоверением. За жизнь одного человека депутаты решили наказывать мягче — до 10 лет тюрьмы с лишением права управления автомобилем на такой же срок. Водители, которые попались на пьяной езде до того, как успели натворить беду, отделаются лишением прав на 3 года и штрафом до 50 тыс. рублей. А вот «рецидивистов» уже решено привлекать к уголовной ответственности — сажать в тюрьму на 3 года или наказывать принудительными работами. При этом каждого водителя, лишенного прав за езду в пьяном виде, будут заставлять заново сдавать экзамен на право вождения. 

Одновременно парламентарии решили бороться с пьянством среди мопедистов и велосипедистов, разъезжающих «подшофе». Если поправку примут, тяга к «зеленому змию» обернется для любителей этого вида транспорта штрафом от 3 до 5 тыс. рублей. Намного строже будут карать за отказ пройти медосвидетельствование. Отказывающимся подышать в «трубочку» придется выложить штраф в 50 тыс. рублей и забыть про своего «железного коня» на 5 лет. Кстати, саму процедуру депутаты пообещали сделать более четкой. По словам Воробьева, не исключено, что водителям для исключения ошибки предложат пройти сразу два-три теста.

Усовершенствование методики медосвидетельствования станет компенсацией за отказ депутатов вернуть в закон норму о предельно допустимом уровне алкоголя в крови водителей в 0,2 промилле. Наиболее активным лоббистом этой поправки в Госдуме выступает единоросс Вячеслав Лысаков, который пообещал внести ее ко второму чтению. «Точка в истории не поставлена, ноль — это некорректный критерий состояния алкогольного опьянения», — заявил депутат «Эксперту Online». По его словам, не стоит водителя ставить в такие жесткие рамки, ведь даже «химические примеси в воздухе могут дать положительный эффект», убежден депутат.

Между тем лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что правильно и точно проведенное медосвидетельствование позволит сразу распознать, что пил человек перед тем, как сесть за руль, — водку или все же кефир. «Все эти разговоры о возврате промилле проистекают из того, что результатам этой экспертизы у нас сегодня никто не доверяет», — отметил Похмелкин в беседе с «Экспертом Online». Что же касается очередного ужесточения наказания за нарушение ПДД, то, по мнению эксперта, на предложенные меры не стоит возлагать больших надежд. «Практика показывает, что после любого повышения штрафов, поборы на дорогах только возрастают, поэтому логичнее было бы бороться не с последствиями, а взять и наконец провести полноценную реформу судебной системы и ГИБДД», — заключил эксперт.