Кто конкретно

16 октября 2012, 13:35
Фото: picvario.com / Russia Look
Власти РФ хотят обязать банки давать больше информации о клиентах

Законопроект, направленный на борьбу с незаконными финансовыми операциями, согласован и внесен в правительство, пишет газета «Ведомости». Пакет, изначально подготовленный Росфинмониторингом, с марта проходил ведомственные согласования, в том числе в Минфине, Минэкономразвития, МВД, ФНС и Центробанке.

Бывший первый вице-премьер Виктор Зубков, который стал инициатором законопроектов, ранее оценил объем незаконных финансовых операций в 2011 году в 2 трлн рублей. Одна половина из них пришлась на незаконный вывод средств за рубеж, другая — на незаконное обналичивание средств. Для борьбы с этим чиновники решили облегчить доступ контролеров к банковской информации.

Согласно поправкам в закон, банкиры должны будут предоставлять налоговикам информацию об операциях и состоянии счетов частных лиц, а Росфинмониторингу — о бенефициарах компаний-клиентов.

Так, поправки в статью 86 Налогового кодекса позволяют налоговикам без суда запрашивать у финансовых учреждений информацию по счетам (остатки и операции) частных лиц. На ответ отводится три дня, а поводом для запроса может быть факт проверки в отношении человека. Дополняющие поправки внесены и в статью 26 «О банках и банковской деятельности», регулирующую понятие банковской тайны. Вообще, полномочия ФНС значительно расширяются: сотрудники налоговой смогут подавать иски о взыскании убытков и привлечении к субсидиарной ответственности учредителей, собственников и бенефициаров компаний. Возможность подавать такие иски есть и сейчас, но из-за нечеткости формулировок в законе их рассмотрение непредсказуемо, новая же редакция позволит широко их применять.

Также банки обязаны собирать для Росфинмониторинга информацию о бенефициарах компаний, открывших у них счета, причем определение бенефициара дано максимально широкое: физическое лицо, которое прямо или косвенно, самостоятельно или совместно со своими связанными лицами имеет возможность определять действия клиента.