Нация технофриков

Валентин Мальцев
5 октября 2012, 20:21
Фото: picvario.com / Russia Look
В японских «салонах свиданий» ищут не вторую половинку, а бизнес-партнера, который может подсказать какую-то важную идею

Когда неподготовленный европеец или россиянин попадает в Японию, его ждет шок. Японцы — нация технофриков, которые буквально помешаны на своих мобильных гаджетах.

Влиятельное издание The New York Times рассказывает такую историю. Каждую среду один бар в центре Токио устраивает вечеринку экспресс-свиданий между посетителями. Но люди приходят туда не из романтических побуждений. Они хотят найти людей, которые будут иметь схожие с ними интересы: новые технологии, гаджет, социальные медиа. В частности, туда регулярно наведывается 29-летний Шинго Хиранума, в прошлом — инженер смартфонов Toshiba, который сейчас работает над созданием собственного картографического приложения Sanpo.

Японцы — не только потребители новых технологий, как россияне, но и активные создатели новых продуктов. Да, Sony и Panasonic уже не те, и не могут сдержать натиска Apple и Microsoft, но в Японии очень активно появляются новые молодые предприниматели, готовые брать на себя ответственность и создавать продукты, которые будут конкурентоспособными на фоне продуктов американских гениев вроде Стива Джобса и Марка Цукерберга. Да, японцы еще не такие продвинутые, но инкубаторы для поддержки стартапов появляются здесь один за одним, едва ли не каждый день. Многие компании финансируются прямиком из Силиконовой Долины.

Но есть и абсолютно уникальное явление. Это те самые «салоны свиданий стартаперов», о которых мы рассказывали выше. Люди здесь ищут не вторую половинку, а бизнес-партнера или просто сочувствующих людей, которые могут подсказать какую-то важную идею, дать первоначальные инвестиции и т.д.

По сути, в Японии сложилась уникальная ситуация: пока гиганты отрасли зависли в ожидании и не знают, как найти возможности для успешной конкуренции с американскими компаниями, молодые предприниматели не отчаиваются и посвящают всю свою жизнь тому, чтобы доказать — настоящий лидер технологической отрасли именно их страна, а не какая-то другая. 26-летний Хиро Майда, выпускник американского колледжа, вернулся на Родину для того, чтобы создать здесь токийский инкубатор Open Network. Он считает своих соотечественников технически более грамотными и продвинутыми, чем американцы. По его мнению, единственная причина, по которой лидерство в отрасли захватили США, состоит в том, что в Штатах лучше развита финансово-экономическая поддержка инновационной отрасли. Начинающим бизнесменам чаще предлагают инвестиции на раннем этапе развития их проектов. Вдобавок в Силиконовой Долине много ветеранов, которые всегда готовы помочь новичкам ценным советом. Но доминирование Соединенных Штатов в области IT-технологий не вечно, уверен Майда, а вместе с ним — и другие японцы.

В недавнем рейтинге инноваций, который подготовили специалисты ООН, Япония откатилась на 25-е место, впервые с 2007 года выпав из топ-20 — того самого года, когда этот рейтинг стал составляться. Это — свидетельство того, что традиционные японские технологические гиганты уже не могут убедить весь мир в исключительности своей продукции. Местные производители смартфонов, ноутбуков и телевизоров сильно проигрывают конкурентам из других стран, в том числе — и из-за макроэкономической ситуации: чрезмерно завышенная йена делает японские товары слишком дорогими для потребителей в других странах. Сбить ее курс правительство никак не может, сколько не пытается. Но временные трудности не означают, что у Японии нет никаких шансов обойти США в будущем...