Битва за бюджет

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
1 ноября 2012, 09:47

В Европе началась борьба за бюджет. Еврочиновники хотят его увеличения, ряд членов ЕС требуют хотя бы заморозить его на уровне прошлого года.

Фото: АР
В Европе началась борьба за бюджет

В Брюсселе любят называть Европейский союз Единой или Объединенной Европой. Слово, конечно, красивое. Хотя единства в ЕС нет как между его членами (обострившиеся во время кризиса противоречия между благополучным севером и проблемным югом), так и между входящими в него государствами и руководством организации. Принятие каждого бюджета ЕС даже в благополучные времена сопровождается бесконечными и горячими спорами и превращается в сражение между противниками его увеличения – членами ЕС, на деньги которых и живет руководство организации, и сторонниками, то есть самими еврочиновниками, которые, конечно, твердо и искренне верят в то, что они работают больше всех и что без них, незаменимых, единой Европе несдобровать.

Еврокомиссия намерена стоять до конца

Первые залпы в давно ожидаемом сражении за бюджет ЕС на 2014-2020 годы, официально называемый Многолетним рамочным финансовым соглашением, прозвучали во вторник, после того как Еврокомиссия отвергла предложение о сокращении бюджета как минимум на 50 млрд евро.

Предложение о 54-миллиардном сокращении сделал Кипр, председательствующий во вторую половину этого года в ЕС на ротационной основе. «Как минимум» – потому что Великобритания со Швецией требуют более существенного сокращения: на 105 и 150 млрд евро соответственно.

Особенно непримиримую позицию занял британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, который потребовал заморозить платежи членов ЕС в казну Евросоюза на уровне 2011 года. Консервативная партия требует от своего лидера настаивать на сокращениях, сравнимых с 2011 годом. Лондон пригрозил Брюсселю воспользоваться правом вето на ноябрьском саммите Евросоюза, где будет приниматься бюджет, если его требования не будут приняты.

На Туманном Альбионе, кстати, считают, что Кэмерон старается во всем подражать своему кумиру Маргарет Тэтчер, которая в 1984 году заняла сверхжесткую позицию по бюджету ЕС и добилась для Соединенного королевства существенного возврата взноса. К примеру, в прошлом году Лондон внес в казну ЕС, по данным Еврокомиссии, 7,25 млрд евро, а получил в виде различного рода субсидий и выплат 3,56 млрд.

В ведомстве Жозе Мануэля Баррозу утверждают, что любые сокращения бюджета сведут на нет все предпринимаемые усилия по росту экономики и крайне негативно скажутся на развитии европейской науки и малого бизнеса.

Мучительная семилетка

Борьба за бюджет ЕС разворачивается каждые семь лет – именно на такой период времени принимается главный финансовый закон Единой Европы. В долгом и мучительном процессе принятия бюджета особенно наглядно видно, что на самом деле представляет собой единство 27 членов ЕС, каждый из которых тянет одеяло на себя и старается добиться как можно больше благ. Расходы Евросоюза состоят из огромного количества самых разных статей и составляют примерно 1% от суммарного ВВП всех его членов.

Принятие бюджетов всегда было сложным и трудным процессом. Но нынешний бюджет будет особенно тяжелым, потому что весь континент живет в режиме жесткой экономии, пойти на которую Европу вынудил жесточайший экономический и финансовый кризис. Этим и вызваны требования о замораживании бюджета.

Один из еврочиновников, участвующих в переговорном процессе и поэтому попросивший не называть его имени, сравнил принятие бюджета с заключением круга в квадрат. Изменения обычно вносятся вплоть до самой последней минуты. Так что в окончательном виде главный финансовый документ семилетия Европы можно будет увидеть только после подписания его всеми 27 членами организации.

Правильный баланс и действенное орудие

Еврокомиссия, исполнительный орган Евросоюза, предложила в июне 2011 года верхний лимит расходной части бюджета на 2014-2020 годы в размере 1,033 трлн евро. Это примерно на 5% больше, чем было в предыдущем, то есть текущем бюджете, действие которого истекает в следующем году.

Пресс-секретарь Еврокомиссии Оливье Байлли заявил на пресс-конференции в Брюсселе, что предложение Еврокомиссии представляет собой «правильный баланс во время кризиса» и станет «действенным орудием инвестиций в рост экономики и число рабочих мест».

Самой большой статьей в проекте бюджета Еврокомиссии по прежнему остаются расходы на поддержку фермеров, составляющие около 36% всех расходов Союза. Совсем немного расходам на европейских фермеров уступают отчисления на строительство автомобильных и железных дорог и поддержку малого бизнеса, которые в основном достаются новым членам Евросоюза. Немногим менее 6% администрация ЕС выделила для себя.

Фиктивное единство

Позиции Швеции и Голландии близки к позиции Великобритании. Франция также хочет сокращения проекта бюджета, хотя и намного осторожнее по сравнению с Британией, потому что является крупнейшим получателем сельскохозяйственных субсидий. Все эти страны являются главными донорами Евросоюза. Стран, которые больше дают, чем получают обратно, в ЕС 12.

Однако восточноевропейские государства, которые больше получают от Брюсселя, чем вносят, поддерживают проект Еврокомиссии. Для бедных стран Центральной и Восточной Европы субсидии от Брюсселя играют важную роль и порой могут доходить до 5% от их ВВП.

Для южных стран, находящихся на грани дефолта, таких как Греция и Испания, помощь Брюсселя не просто желательна, а необходима.

Конечно, всех интересует позиция Германии, главной экономики Европы. В Берлине считают, что расходы должны ограничиваться 1% от ВВП, то есть должны быть значительно уменьшены. Но разные акценты в политике тянут ФРГ в разные стороны, как тянули крыловский воз лебедь, рак и щука. Как главный сторонник жесткой экономии Берлин не может не испытывать солидарности с Лондоном, но как крупный получатель сельскохозяйственных субсидий и вторая половина франко-германского союза он должен поддерживать большой бюджет. К тому же Германия хочет поддерживать соседей из бывшего соцлагеря. 

С другой стороны, Германия вместе с Финляндией и Голландией входит в группу «Друзья разумных расходов», которая старается повысить эффективность расходов и при этом ограничить их рост. Естественно, «друзья» тоже выступают за ограничение аппетитов еврочиновников. Однако делают они это осторожно и тактично в отличие от Лондона и Стокгольма, которые требуют сокращения бюджета открытым текстом.

«Соглашение по бюджету будет невозможно на основе сокращения его в размере только 50 млрд евро (уже и так отвергнутого Еврокомиссией), – заявила во вторник министр Швеции по сотрудничеству с Европой Биргитта Ольссон. – Неприемлемо, чтобы расходы на сельское хозяйство были защищены от сокращения».

Шведский министр также раскритиковала Никосию за то, что в предложении Кипра наибольшие сокращения сделаны там, где необходимы инвестиции: в науку, международную политику и инфраструктуру в соседних странах.

Решающая встреча по бюджету до конца десятилетия должна состояться 22-23 ноября в Брюсселе. По словам Хермана ван Ромпея, президента Евросовета, переговоры на так называемом «бюджетном саммите» могут продлиться три дня, однако большинство специалистов считают, что споры продлятся значительно дольше. Но даже после этого бюджет будет считаться окончательно принятым лишь после одобрения его Европарламентом, который хочет, чтобы союз имел как можно больше собственных средств, и поэтому обеими руками за бюджет Еврокомиссии.