Проблема «последней мили» при доставке товара

14 ноября 2012, 18:49

Накануне Московского делового форума «Современная логистика в интернет-бизнесе» ГК SLON взяла эксклюзивное интервью у Надежды Романовой, генерального директора сети постаматов PickPoint.

Какие основные проблемы вы видите в развитии логистической системы в России для интернет-бизнеса?

— Проблем в развитии логистической системы в России в целом достаточно, и, безусловно, они есть и в сфере интернет-торговли, так как это новая и бурно развивающаяся отрасль. Помимо общих логистических проблем — отставания экономической ситуации в логистике от среднемирового уровня, слабого уровня развития инфраструктуры транспорта, существуют и проблемы, которые актуальны именно для электронной коммерции. Сразу хотелось бы отметить, что, по сути, логистика — это одна из основных, если не главная составляющая интернет-торговли. От того, насколько быстро привезен товар или насколько удобно его забирать, какова стоимость доставки, зависит, будет ли клиент совершать покупку в конкретном интернет-магазине.

Основной проблемой в России является преодоление огромных расстояний между населенными пунктами, соблюдение сроков экспресс-доставки, которая необходима и востребована покупателем. Сейчас любой клиент интернет-магазина, сделав заказ, хочет получить свой товар как можно быстрее, независимо от региона, в котором он находится. И службам доставки нужно приложить все усилия, чтобы доставлять товары по всей стране, от Владивостока до Москвы, с разницей в несколько часовых поясов. В электронной коммерции существует также проблема «последней мили». Здесь можно говорить и о присутствии человеческого фактора в лице курьера, который не всегда оправдывает ожидания заказчика, и о проблеме приема денежных средств (к сожалению, «серые» схемы движения денежных средств продолжают свое существование). Еще одной важной проблемой является отсутствие правильно выстроенной для интернет-бизнеса складской логистики, отсутствие полноценного fulfillment. Кроме того, мало квалифицированных кадров на рынке, которые одновременно разбираются и в традиционной логистике, и в профессиональных нюансах, которых требует интернет-бизнес. К сожалению, в нашей стране пока недостаточно развиты тренинги и обучение для сотрудников, работающих в логистической отрасли.

— И какие пути вам кажутся наиболее подходящими для решения этих проблем?

— Если говорить о решении проблемы складской логистики, то здесь таким решением будет выход на рынок новой компании, действующей по примеру Запада. К счастью, в России уже есть проекты, претендующие на эту роль.

Проблему «последней мили» решает появление постаматов, которые уже заняли свою логистическую нишу в Европе и активно развиваются в нашей стране. Покупателю нет необходимости ждать курьера, он может получить свой заказ в любое удобное время и в удобном месте, так как постаматы обычно находятся в шаговой доступности от метро, в продуктовых супермаркетах.

Что касается проблемы соблюдения сроков доставки, то здесь решением было бы улучшение качества работы компаний, которые предоставляют услуги курьерской доставки, а именно постоянный тотальный контроль на каждом этапе движения отправления и предоставления прозрачной статистики интернет-магазинам. Возможна организация промежуточных региональных хабов и распредцентров, отлаженная технология в аэропортах и правильно построенные автомаршруты. На сегодняшний день почти все отправления доставляются через Москву, что зачастую нецелесообразно и увеличивает сроки доставки, а также дополнительные издержки.

Какие, на ваш взгляд, темы в программе Московского делового форума наиболее актуальны для логистических компаний на сегодняшний день?

— Если говорить об актуальности для логистических компаний, это:

1) Раскрытие специфики по 3PL- и 4PL-провайдингу именно в рамках европейского опыта, так как полноценно действующих операторов такого уровня с соблюдением качества сервиса в этой области в России почти нет.

Светлана Домина, председатель Гильдии логистических операторов МТПП, «3PL и 4PL. К чему стремится российский рынок логистических услуг?».

2) Минимизация процента возврата товаров, так как данный вопрос очень важен игрокам рынка дистанционной торговли, а в последнее время процент возвратов при курьерской доставке и доставке почтой по некоторым отраслям значительно повысился, особенно в летниц период.

Павел Арсеев, директор департамента торгового маркетинга, Enter, «Анализ причин возврата товара».

Вопросы таможенных процедур и доставки зарубежных товаров.

Регистрация //slongroup.ru/b2b/future-events/item/elogistic