Китай- главный покупатель самолетов

19 ноября 2012, 10:15
Фото: globallookpress.com
Выставка Airshow China’2012

На авиационной выставке Airshow China’2012 в Чжухае китайская государственная авиастроительная корпорация Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) представила свой прогноз развития мировой авиационной индустрии в ближайшие 20 лет. Так, по мнению китайцев, до 2031 года авиакомпании мира приобретут 31,7 тыс. новых реактивных самолетов общей стоимостью 3,9 трлн долларов. При этом общемировой парк воздушных судов к этому времени удвоится и составит чуть более 37,2 тыс. самолетов против 18,2 тыс. лайнеров, находящихся в эксплуатации сейчас.

Главным покупателем новых воздушных судов, как и следовало ожидать, останется Китай. Эта страна закупит в ближайшие 20 лет почти 5 тыс. авиалайнеров общей стоимостью 563 млрд долларов. При этом, по прогнозам COMAC, Китай в период 2012-2031 годов продемонстрирует самый высокий среднегодовой рост пассажиропотока – 7,2%, тогда как прогнозируемый среднегодовой рост мировой экономики в эти же годы составит всего около 4%. К концу 2031 года доля китайского рынка пассажирских самолетов увеличится до 16% от общемирового парка против нынешних 10%.

Вопрос лишь в том, кто именно будет удовлетворять растущий китайский спрос. Сейчас на рынке Китая безраздельно господствуют Airbus и Boeing. Но им вслед уже дышит канадская корпорация Bombardier, участвующая в разработке нового китайского узкофюзеляжного лайнера C919 – прямого конкурента Airbus 320 NEO и Boeing 737MAX.

Между тем сами китайцы не стесняются называть себя третьей авиастроительной державой в мире после США и ЕС. Однако обе программы по созданию новых гражданских лайнеров, разрабатываемых COMAC – С919 и ARJ 21 (последний – прямой конкурент нашего Superjet 100), идут со скрипом. Проект ARJ 21 запущен в то же время, что и Superjet 100, но в отличие от нашего лайнера китайский самолет до сих пор не сертифицирован. Более того, есть все основания полагать, что его коммерческая эксплуатация будет ограничена только внутренним рынком КНР.

Что же касается С919, то его разработка также столкнулась с трудностями, для преодоления которых и была привлечена Bombardier. Сейчас на этот лайнер COMAC получила уже 380 заказов. В частности, прямо на выставке 50 таких самолетов заказало лизинговое подразделение GE, а также две малоизвестные китайские компании – Joy Air и Hebei Aviation Group. Но беда в том, что у С919 нет никаких преимуществ по сравнению с Airbus 320 NEO и Boeing 737MAX. На китайском лайнере будут стоять такие же двигатели и такая же авионика, что и на современных западных самолетах. Только в отличие от них китайский лайнер если и поднимется в воздух, то не ранее 2016 года, когда Airbus 320 NEO и Boeing 737MAX уже начнут поступать в парки авиакомпаний мира. Впрочем, если учесть, что китайцы еще не продвинулись дальше создания опытного образца С919, есть все основания считать, что даже этот весьма оптимистичный срок соблюден не будет. А раз так, то и осваивать китайский рынок гражданских самолетов придется все-таки Airbus и Boeing.