Требуется оперативность

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
19 ноября 2012, 13:20

«Неповоротливые» европейские компании не всегда поспевают в принятии решений за более гибкими международными конкурентами, отмечают в Hay Group.

Фото: photogenica.ru
Сегодня для сохранения конкурентных позиций на мировом рынке европейским компаниям приходится прилагать все больше усилий

По результатам исследования мнения свыше 4 млн сотрудников компаний в 14 странах, 53% респондентов в Европе считают, что их организации не способны принимать решения своевременно, а 36% отмечают неспособность гибко реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию.

Развивающиеся рынки демонстрируют сравнительно неплохие результаты: менее половины опрошенных сотрудников (48%) говорят о неспособности их организаций принимать решения без проволочек, и менее трети респондентов (31%) обеспокоены недостаточной гибкостью компаний при реагировании на изменения рыночной ситуации. «Скорость принятия решений в компаниях и их действия в ответ на изменения рынка зависят от того, что мы называем гибкостью бизнеса, – замечает старший консультант Hay Group Марк Роял. – Гибкие компании способны адаптироваться и меняться, они искореняют бюрократические процессы и принимают дерзкие решения, необходимые для движения вперед».

Медленнее всего решения принимаются в Великобритании, где лишь 45% сотрудников считают, что решения принимаются достаточно быстро, а в самой «оперативной» из европейских стран – Германии – показатель составляет 48%. На мировой арене самыми расторопными являются китайские компании, где 60% респондентов высоко оценивают способность своих работодателей принимать решения без задержек. В Индии такую же оценку высказали 58% респондентов, тогда как общемировое значение составляет 49%. «Во многом такие показатели отражают общее состояние экономики», – комментирует генеральный директор Hay Group в Восточной Европе Валерий Марцинович.

Сегодня для сохранения конкурентных позиций на мировом рынке европейским компаниям приходится прилагать все больше усилий. Однако не всегда эти усилия успешны, так как компании не всегда быстро и эффективно реагируют на изменяющиеся условия, отмечает Марцинович. Так, только 64% сотрудников в Европе отмечают способность их компаний эффективно реагировать на изменение ситуации в бизнесе, в то время как на развивающихся рынках показатель составляет 69%, а в среднем по миру – 65%. Лидирует по этому показателю Индия, где 73% сотрудников считают, что их организации эффективно реагируют на происходящие изменения.

В структуре «гигантов» обычно все очень запутанно, и иногда правая рука не ведает, что делает левая, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. И это происходит не по причине неэффективности управления, а из-за излишне масштабных размеров компании. Именно поэтому внутри глобальных холдингов в последние годы появилась тенденция к дроблению на подразделения с индивидуальным управлением и стратегиями экономики и развития – управлять такой компанией проще, согласовывая прежде ключевые решения на высшем уровне. В глобальном разрезе такая медлительность чревата как минимум потерей части прибыли и места в секторе, как максимум – крахом самой компании и, как следствие, осложнениями для своей экономики.

Если же говорить конкретно о европейских региональных компаниях, то ничего удивительного в их «неповоротливости» нет, отмечает экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Региональные компании заняли свою нишу, пользуются привилегиями, которые предоставляются им нормами ЕС, в частности, о защите конкуренции, о беспошлинной торговле между странами союза и т.п. Они, по сути, лишены необходимости принимать быстрые решения, если не планируют активно развиваться. В условиях кризиса подобное развитие невозможно, существует только вариант повышения собственной стоимости, качества продукции, то есть капитальные вложения. Но уже сейчас большинство ведущих европейских компаний проводят исследования в области новых технологий, альтернативной энергетики, современных материалов и т.п. Кроме того, они все активнее работают над повышением квалификации кадров и изменением структуры взаимоотношений между сотрудниками, переходя от стандартной вертикальной структуры к горизонтальной или «облачной», это позволяет экономить ресурсы и стимулировать сотрудников на более эффективную деятельность.

Что касается России, то по результатам исследования она демонстрирует достаточно неплохие показатели. РФ занимает восьмое место наравне с Францией, Италией, ЮАР и Египтом: 47% респондентов в этих странах считают, что их компании принимают решения без задержек. При этом реагирование на изменения сотрудники компаний в России оценивают как достаточно эффективное. Россия заняла четвертое место по этому параметру, уступив тройке лидеров – Индии, ЮАР и Мексике. Тем не менее это не является подтверждением высокой эффективности и конкурентоспособности бизнеса. «Хорошие позиции Россия занимает благодаря высокой степени централизации решений и стилям управления наших менеджеров, – отмечает Валерий Марцинович. – Лидеры отечественных компаний зачастую работают как на войне и привыкли быстро и очень резко реагировать на любые изменения. При этом решения, как правило, принимаются директивно сверху, без участия менеджеров среднего и нижнего уровней в силу отсутствия у них полномочий и, как следствие, отсутствия вовлеченности».

Российские компании (за исключением новых высокотехнологичных компаний) пока очень настороженно относятся к подобным идеям, предпочитая жесткую структуру подчинения, говорит Антон Голицын. В результате менеджеры среднего звена или низовые работники меньше продуцируют идей, не заинтересованы в полноценной отдаче. Отечественные предприниматели редко пытаются переходить на современные способы экономии, когда офис сокращается до сотрудников, связанных с клиентской поддержкой, а большинство из них получают возможность работать из дома. Так что российский бизнес пока часто растет быстрыми темпами только за счет неохваченного рынка, а не за счет гибкости структуры или качественного повышения технологического уровня. 

Таким образом, чтобы решения принимались без ненужных задержек, европейским компаниям необходимо взять на заметку лучшие практики более гибких конкурентов из развивающихся стран, заключает Валерий Марцинович. В России же «системное вовлечение сотрудников на всех уровнях в поиск возможностей повышения эффективности бизнеса является одним из главных факторов успеха».