Адская кухня

Валентин Мальцев
23 ноября 2012, 11:14
Фото: picvario.com
У официантов, поваров и других сотрудников ресторана есть масса способов обмануть клиентов

Всем известно: для того чтобы клиент остался доволен посещением ресторана, от него необходимо скрыть значительную часть деятельности этих заведений. Конечно, никаких существенных проблем у посетителя, скорее всего, не будет: максимум не очень серьезное несварение желудка или несколько завышенный счет в чеке. Но предупрежден – значит вооружен.

Американская официантка Дебра Гинзберг проработала официанткой 20 лет. За это время она прошла путь от сотрудницы небольшой закусочной до работницы эсклюзивного ресторана для VIP-гостей пятизвездной гостиницы. В своей книге она описала многочисленные «ужасы», творящиеся на кухне ресторана и скрытые от глаз посетителей. Сайт американского телеканала ABC привел десятку наиболее шокирующих откровений официантки-писательницы.

Так, Гинзберг утверждает, что во всех без исключения ресторанах хлеб и масло, не доеденные одним посетителем, неизбежно отправляются на стол другому, в новой корзинке. Брезгливым посетителям, конечно, стоит обратить на это свое внимание. Она также пишет о том, что долгое отсутствие официанта на работе может объясняться тем, что он занимается сексом с коллегой на кухне. Это повсеместное явление, утверждает эксперт. Она также заметила, что далеко не всегда и далеко не все официанты моют руки перед приготовлением еды и даже после посещения уборной.

Кроме того, Дебра рекомендует подумать дважды перед тем, как заказывать оливку вместе с мартини: эти плоды часто несвежие и перекладываются из бокала в бокал. Любители хорошо зажаренного стейка практически никогда не получают свежее мясо: его берегут для других видов жарки. Гинзберг убеждена, что в ресторанах любого уровня эксклюзивности никогда не подают нормального качества и свежести морепродукты к пасте. «Пасты со свежими морепродуктами не бывает. Нигде. Точка», – резко заявляет Гинзберг.

Кроме того, «ветеран» ресторанного бизнеса рекомендует ни при каких обстоятельствах не злить шеф-повара (в гневе он страшен), пропускать кофе без кофеина после позднего ужина (об отсутствии оного просто забудут, и вы не сможете уснуть) и никогда не ходить в рестораны по большим праздникам. Те, кто забирает остатки еды с собой, рискуют получить куски не своей пиццы, а остатки чьей-то чужой, менее свежей, а те, кто ходит в заведения общепита только по праздникам, никогда не получат должного внимания и качества еды. Гинзберг убеждена: если вы хотите получить наслаждение от посещения ресторана, лучше зайти в него вечером в обычную среду.

Как рассказывают московские рестораторы и бармены, в наших заведениях также полно «неприятных» моментов и случаев, когда клиентов банально обманывают. Так, например, официанты часто включают в счета завышенные цены на музыкальное сопровождение в ресторане. Меж тем в статьях закона «О защите прав потребителей» четко указано, что информация об этом должна висеть на дверях заведения, а официант обязан предупреждать об этом клиентов заранее. Если посетитель не знал, что играющих в ресторане музыкантов необходимо оплачивать отдельно, платить за их услуги он не обязан. Мало того, музыканты, работа которых оплачивается по прейскуранту, должны быть оформлены штатными работниками заведения, и у них должно быть письменное описание музыкального репертуара. Если в дело вмешается полиция, она обязана стать на сторону клиента и расценить требование оплатить услуги музыкантов как вымогательство.

Иногда в московских ресторанах сознательно «забывают» указывать в меню, что указанная цена – не за блюдо целиком, а лишь за 100 грамм. Если этого не указано в меню, за еду можно смело не платить: ресторан обязан указывать полную информацию о своей услуге. Если в случае чего придется доказывать свою правоту в суде, тогда посетителю нужно обязательно сфотографировать и чек, и меню.

Мало кто знает, что незаконным является также указание в счете необходимости оплаты чаевых. Эти дополнительные вознаграждения работы обслуживающего персонала не предусмотрены законодательством. Клиент имеет полное право не оплачивать работу официантов дополнительно, если считает нужным, даже если она посчитана в чеке.

Работники ресторанов рассказывают, что самый недобросовестный человек в ресторане – бармен. Больше всего он зарабатывает на продаже коктейлей. Мало кто, например, будет следить за тем, чтобы его коктейль «Лонг-Айленд» состоял из смеси по 25 г водки, текилы, рома и виски, которые заливаются 250 г колы. Бармен вместо этого часто наливает 50 г водки и добавляет туда 25 г самого дешевого рома. Цена для клиента такого коктейля, конечно, не уменьшается. Несомненно, есть и другие способы «недолива» – например, бармен льет вместо 25 г крепких напитков по 15-20 г. Подвыпивший посетитель вряд ли быстро уловит разницу, а если их счет пойдет на десятки, бармен отлично заработает. Проще всего такую процедуру проводить с напитками, в которых очень много ингредиентов. Для клиентов выхода два: либо заказывать простенькие коктейли из двух-трех компонентов, либо лично следить за тем, что и в каком количестве бармен наливает в стакан. В этом случае «полезнее» пить прямо за барной стойкой. И еще: если в стакане слишком много льда, то напитка вам просто не долили.

Расхожий способ обмануть клиента – разливать алкоголь по графинам, а салаты складывать в большие салатницы. Такое практикуется на банкетах и корпоративах. Вряд ли кто-то заметит, что салатов на большой тарелке – всего 17, а не 20, а водки в графине – не литр, а 850 г.

Стоит помнить и о том, что после оплаты счета в заведении официант обязан принести вам чек. Дело в том, что сначала он приносит написанную от руки бумажку – так называемый «пречек». Никакой юридической силы этот «документ» не имеет. Если вы оплатили сумму, в нем указанную, вы имеете право дождаться настоящего чека и сверить все позиции в двух бумажках. Если они не совпадают, это дает право жаловаться и даже подавать в суд. Если итоговый, напечатанный на кассовом аппарате чек не принесли вовсе, можно быть уверенным: скорее всего, выручку из него менеджер зала вместе с официантами разделят между собой.

Наконец, в большинстве баров, если заказывать коктейли, отдельные его ингредиенты стоят дешевле. Например, если заказывать водку с соком, то она может стоить 220 рублей. По отдельности водка стоит 100 рублей, сок – 120. Но за счет покупки «мелким оптом» цена должна снижаться. Бармен же про это «забывает» и с клиента берет деньги, которые составляют сумму стоимости ингредиентов. Разницу между тем, что он пробил в кассовом аппарате, и тем, что он сказал клиенту, он кладет себе в карман.

Будьте бдительны!