Генетик из Стэнфордского университета Джеральд Крэтбри задался вопросом: делают ли прогресс и развитие технологий людей умнее и совершеннее? Оказалось, все ровно наоборот. Мы далеко не так умны, как люди, которые жили до нас 2 тыс. лет назад.
Дело в том, что прогресс изменил нас на нейрологическом уровне, утверждает эксперт. Эволюция сделала так, чтобы мы могли быстрее реагировать на внешние раздражители, легче переносили стресс и общение с другими людьми, но при этом она не позаботилась о том, чтобы люди могли даже в условиях сильнейшего «информационного шума» оставаться сколько-нибудь долго сосредоточенными на работе. Также эволюция не позаботилась о том, чтобы люди в условиях, когда информация доступна всегда и везде, хорошо ее запоминали. Наша жизнь сделалась комфортнее, и от этого наши мозги поглупели, констатирует Крэтбри.
Свои выводы ученый сделал на основе теории естественного отбора, которая, в свою очередь, заложена в основы теории эволюции. Если верить основным догмам этих двух теорий, то становится очевидно, что если ранее человек платил едва ли не за каждую крупную ошибку в своей жизни ценой собственной жизни или здоровья, то теперь все изменилось. Если ранее человек, живший в лесу, должен был быть всегда настороже и мог поплатиться жизнью за собственную рассеянность, то теперь с людьми едва ли часто случаются несчастные случаи. А уж вероятность стать обедом для хищного животного и вовсе сегодня вряд ли кем-то рассматривается как возможная.
Сейчас благодаря прогрессу у человека есть бесчисленное количество возможностей для того, чтобы выжить. Более того, у людей есть возможность выбирать свою профессию. Несмотря на то что в общем и целом человечество движется вперед, на эволюционном уровне такие возросшие условия комфорта и безопасности не могли не привести к тому, что человеческие гены в общем ухудшаются и выживают сегодня далеко не только самые умелые и умные представители нашего вида. Ведь в условиях цивилизации не происходит почти никакого естественного отбора в пользу наиболее умных и изворотливых.
«Когда-то, если охотник или собиратель не мог регулярно добывать себе пропитание, он умирал, а вместе с ним и его потомство, — объясняет Крэбтри, — а сейчас менеджер с Уолл-стрит, сделавший ошибку, получает щедрый бонус или неплохое выходное пособие и становится привлекательным мужчиной. У него нет никаких ограничений относительно того, чтобы завести потомство. Естественный отбор перестал играть критическую роль».
Исследования человеческого организма отчетливо показывают, что в наших телах есть как минимум порядка 5 тыс. генов, связанных с развитием интеллекта. И за период жизни всего лишь одного поколения происходит от двух до трех мутаций. Если никакого естественного отбора за последние пару сотен лет не наблюдалось, то человечество в целом деградирует. За последние 3 тыс. лет, за которые люди успели построить цивилизацию, сменилось около 120 поколений. Этого достаточно, чтобы «испортить» ДНК. Поэтому, делает вывод Крэтбри, мы неизбежно поглупели, стали рассеяннее, а наша способность воспринимать информацию стала значительно хуже той, какая была у наших предков.
Генетик из Стэнфорда полагает, что человечество уже пережило период своего наивысшего расцвета с эволюционной точки зрения. Теперь оно идет по пути к своему закату. И продолжается этот негативный тренд с того самого момента, когда человек освоил сельское хозяйство и стал вести оседлый образ жизни. Поэтому период классической Греции, которую создали потомки охотников и собирателей, и считается в истории золотым и наиболее продуктивным периодом в человеческой цивилизации. «Возможно, мы достигли пика интеллекта 2–6 тыс. лет тому назад», — подчеркивает ученый.