Рекордная навигация

Москва, 27.11.2012
Летне-осенняя навигация по Северному морскому пути (СМП), то есть морем из Европы в Азию вдоль российского побережья Северного ледовитого океана, в этом году завершилась очередным рекордом.

Фото: ИТАР-ТАСС

Транзитный грузопоток, по словам заместителя генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Андрея Смирнова, составил более 1,2 млн тонн. За нынешнюю навигацию по трассам СМП в сопровождении российских атомных ледоколов прошло более 40 судов. В прошлом году за это время атомоходы провели 34 судна, а транзитный грузопоток составил 820 тыс. тонн (в 2010 году транзитом через российский Севморпуть рискнули идти менее десятка зарубежных судов).

Однако не только в количестве дело. Впервые за всю историю арктического мореплавания вообще по Севморпути в этом году был проведен в сопровождении атомных ледоколов танкер Ob river с грузом сжиженного природного газа (СПГ). «Уникальность рейса заключалась в том, что сжиженный природный газ впервые был транспортирован по трассам Северного морского пути. Ширина газовоза составляет 45 метров, что в ноябре могло осложнить процесс ледокольной проводки судна. Однако благодаря профессиональным действиям экипажей газовоза и атомоходов уникальная операция была проведена в рекордно короткие сроки», — с гордостью заявили в «Росатомфлоте».

На борту Ob river находилось около 135 тыс. кубометров СПГ, который был погружен на терминале в Хаммерфесте (Норвегия). Из Хаммерфеста газовоз вышел 7 ноября. 9 ноября под проводку в районе Карских ворот его взял атомный ледокол «Вайгач». В западной части пролива Вилькицкого к обеспечению проводки газовоза присоединился атомоход «50 лет Победы». В итоге 18 ноября Ob river покинул Севморпуть и самостоятельно двинулся в направлении японского порта Тобата. Таким образом, Севморпуть газовоз с норвежским СПГ при помощи российских атомоходов прошел за девять суток при средней скорости 12,5 узла. Если бы он шел, как обычно, южным путем, то есть через Суэцкий канал и Индийский океан, то путь газовоза из Норвегии в Японию занял бы более 30 суток.

А пока Ob river двигался вдоль российского побережья Северного ледовитого океана, 12 ноября в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между «Росатомом» и российской газовой компанией «НоваТЭК». Главной темой соглашения стало намерение сторон развивать сотрудничество по организации бесперебойной и экологически безопасной ледокольной проводки судов на трассах Северного морского пути, в том числе из порта / в порт Сабетта, при перевозках генеральных строительных грузов и готовой продукции производства завода по сжижению природного газа, который «НоваТЭК» строит на полуострове Ямал. Соглашение предусматривает заключение долгосрочного договора на оказание услуг «Росатомом» по ледокольной проводке судов с грузами «НоваТЭКа» по Северному морскому пути в течение не менее 15 лет. «Такой длительный срок действия соглашения, безусловно, выгоден каждой из компаний. "НоваТЭК", подписав соглашение, фактически решил для себя вопросы транспортного обеспечения всех своих проектов, которые он будет осуществлять в Арктическом регионе. Можно сказать, загорелся «зеленый свет», разрешающий реализацию этих проектов. Для "Росатома" это соглашение выгодно тем, что его "дочка" "Росатомфлот" получает гарантированную загрузку своего ледокольного флота, возможность спланировать свое развитие как минимум на десятилетие вперед, а значит, составить и начать выполнять инвестиционную программу по обновлению своих судов», — подчеркивает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «В связи с договоренностью "Росатома" и "НоваТЭКа" по перевозке СПГ по СМП как минимум на 15 лет можно говорить о долгосрочном развитии Северного морского пути. Чем больше участников рынка будет заинтересовано в скорейшем, быстрейшем и менее затратном способе доставки грузов, тем больше будет стимул для "Росатома" развивать атомный флот, строить атомные ледоколы нового поколения, соответственно, госкорпорация увеличивает свой портфель заказов», — уверен и начальник аналитического отдела ИК «Риком-траст» Олег Абелев. Поэтому уже в летне-осеннюю навигацию будущего года, которая в этих широтах начинается обычно в начале июля, можно ожидать не только увеличение на Севморпути потока танкеров с газовым конденсатом «НоваТЭКа», идущих из порта Витино (Мурманская область) в страны АТР, но и появление в Карском море судов со стройматериалами и оборудованием для завода СПГ на Ямале.

Но и это еще не все. Нынешней осенью военно-морская блогосфера была переполнена сообщениями о том, что по Севморпути идет самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль — тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) Северного флота «Петр Великий». Такого не случалось с 1983 года, когда ТАРК «Киров» ходил к берегам Новой Земли. А если еще больше углубляться в историю, то восточнее Новой Земли заходил только немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», потопивший августе 1942 года советский ледокол «Александр Сибиряков» и попытавшийся уничтожить базу на острове Диксон в Карском море (это ему не удалось). Поэтому появление в этом году «Петра Великого» на трассах Северного морского пути ничем иным, кроме как явной демонстрацией российской силы в Арктике, не назовешь. «Когда Норвегия, Германия, Великобритания и другие европейские страны заявили, что проход судов по Севморпути должен быть беспрепятственным для любых государств мира, Россия согласилась. Но с условием оплаты перехода по маршруту, поскольку мы вложили очень большие деньги в его инфраструктуру. Было и второе условие: иностранные военные корабли должны в обязательном порядке предупреждать нас о своих планах через Министерство иностранных дел. Это говорит о том, что мы сейчас всерьез рассматриваем Северный морской путь не только как маршрут коммерческого сообщения, но и как важное средство военных коммуникаций. Мы планируем создать арктические мотострелковые бригады, провести на Севере учения Воздушно-десантных войск. Заявлено, что наши Вооруженные силы теперь получают технику, специально адаптированную к условиям Крайнего Севера. Это все говорит о пристальном внимании руководства страны к охране и развитию приарктических районов России. Поход "Петра Великого" — это очередное подтверждение наших притязаний на контроль региона», — считает руководитель Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук, полковник Анатолий Цыганок. На фоне того, что практически все лето в этом году в Баренцевом море работал с исследовательскими целями китайский ледокол «Сюелун», намек России с помощью «Петра Великого» должен быть очень понятен.

У партнеров




    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина

    Столица офсетных контрактов

    Новый инструмент промышленной политики — офсетные контракты — помогает Москве снизить расходы на госзакупки и локализовать стратегически важное производство

    Скованные одной цепью

    Власть и бизнес сотрудничают для достижения целей нацпроекта «Экология»

    Сергей Кумов: «“Техпрорыв” уже позволил исключить из добычи и переработки миллионы тонн пустой породы»

    Одно из стратегических направлений развития ПАО ГМК «Норильский никель» — модернизация производства и соответствие современным мировым стандартам. В 2020 году «Норникель» переходит ко второму этапу «Технологического прорыва» — программы повышения операционной эффективности, стартовавшей в 2015 году

    Довести до единицы: растительные масла получат новый норматив

    В России грядет ужесточение законодательства в отношении показателей безопасности на масло-сырье. Законодатели спешат и хотят одномоментно пройти путь, на который Европе потребовалось 14 лет. Спешка грозит остановкой российской масложировой отрасли

    Курс на цифру

    Один из самых актуальных и обсуждаемых вопросов на сегодняшний день — заменят ли в будущем роботы живых людей на производстве. О том, как обстоят дела с роботизацией промышленности в столице, мы поговорили с руководителем Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александром Прохоровым

    Спартакиада как тимбилдинг и повод для знакомства

    Моросящий дождь и толпы — на стадионе Лужники, по дороге от метро и к метро. В холодную сентябрьскую субботу первая столичная Спартакиада «Моспром» собрала поклонников здорового образа жизни и любителей спорта
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Минфин убирает доллар из своего резерва вслед за ЦБ
      Министерство финансов намерено снизить долю доллара в ФНБ с 45% до чуть более 20%
    2. Новая арабская весна
      События в Ливане и Ираке могут стать новой «арабской весной» уже осенью, причем — весьма жаркой, если в события вмешается Тегеран, чьим интересам угрожают протесты в этих двух молодых демократиях
    3. Борьба за и против «Северного потока — 2» развернулась с новой силой
      Украина обжалует в суде решение ФРГ о смягчении газовой директивы для трубопровода «Северный поток — 2», которого пока не существует
    Реклама