Бензиновые революции

Валентин Мальцев
29 ноября 2012, 19:25

Стабильно высокие цены на нефть и другие виды топлива в будущем грозят целой серией революций на Ближнем Востоке и в других частях света. Эксперты уверены: для политической стабильности в мире компании и государства, регулирующие цены на топливо, должны добиться их снижения

Иллюстрация: Эксперт Online
Стабильно высокие цены на нефть и другие виды топлива в будущем грозят целой серией революций на Ближнем Востоке

Высокие цены на топливо спровоцировали серию акций протеста в Иордании. Люди требуют народной революции на центральной площади Аммана в связи с тем, что недавно в стране произошел резкий скачок цен на топливо. Люди вышли на улицы главных городов страны практически сразу после того, как правительство заявило о повышении стоимости бензина. В некоторых регионах страны начались беспорядки и стычки демонстрантов с полицией.

Митингующие отмечают, что повышение цен на топливо стало для местных жителей шоком. Люди боятся возникновения голода в стране: скачок цен на топливо приведет к увеличению транспортных расходов производителей и импортеров еды. Многие из манифестантов вышли на улицы впервые.

«Мы не можем накормить своих детей, обогреть свои дома. Коррупционерам в правительстве до этого нет дела: у них же нет таких проблем», говорит один из митингующих.

В Иордании взлетели цены сразу на все виды топлива от бензина (+14%) и газа (+53%) до мазута и керосина. Правительство пошло на эти меры ради того, чтобы компенсировать растущий дефицит бюджета, который сейчас превышает колоссальные для этой страны 5 млрд долларов. Эксперты и местные жители ждут большого роста инфляции и повышения цен на большинство товаров и услуг.

Премьер-министр правительства Иордании Абдалла аль-Насур говорит, что решение о повышении цен далось нелегко, но у страны нет другого выбора.

Меж тем авторитетный журнал Time напоминает, что в Иордании требование свержения правительства или короля Абдаллы является уголовным преступлением. Но людей это не останавливает.

И иорданцы не одиноки в своих проблемах. Правительства по всему миру пытаются снизить субсидии на топливо, привести цены к рыночным значениям. Это имеет критическое значение для выживания экономики многих стран. В прошлом году совокупный мировой объем субсидий, предоставленных правительствами разных стран ради низких цен на топливо, составил около 523 млрд долларов. Это на 30% больше тех дотаций, которые выделялись в 2010-м. Особенно остро проблема стоит в развивающихся странах: если тамошние правительства откажутся от субсидий, это приведет к трудно прогнозируемым последствиям. Одно известно точно: политической и социальной стабильности в этих странах уже не будет.

Элен Моунфорд, заместитель директора отдела по вопросам экологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже говорит, что правительства идут на предоставление субсидий на топливо ради того, чтобы защитить беднейшие слои населения в разных странах. В противном случае в них может резко вырасти криминогенная обстановка, а революции будут случаться едва ли не раз в год.

Получается замкнутый круг. В течение долгих десятилетий ситуация складывалась таким образом, что цены на нефть и газ только росли, а для того, чтобы не обременять нищее население этими расходами, правительство покрывало дополнительные издержки за счет налогов и доходов от экспорта. Но из-за кризиса развивающимся государствам делать это все сложнее и сложнее. Избавиться же от практики субсидирования они не могут. Единственный выход добиться снижения цен на нефть и другие виды топлива.

Пока же этого не происходит в первую очередь потому, что в этом не заинтересованы страны-экспортеры нефти. Они предпочитают компенсировать высокие цены при помощи субсидий. Так, например, иорданцы сейчас вынуждены платить 3,33 доллара за галлон газа, в то время как в Венесуэле он стоит всего девять центов. В Саудовской Аравии этот самый галлон обходится в 61 цент. Такие субсидии позволяют авторитарным режимам в странах, богатых нефтью, удерживать власть десятилетиями, но мировой экономике от этого наносится колоссальный ущерб. Цены на нефть тем временем стабильно превышают отметку в 100 долларов за баррель с 2010 года.

Меж тем практика субсидирования цен на топливо приводит не только к ухудшению политической и социальной обстановки, но и к растущим проблемам с климатом. Эксперты из ОЭСР подсчитали, что если бы все государства мира отказались бы от такой практики, то к 2050 году уровень загрязнения нашей атмосферы упал бы в мировом масштабе на 6%. Не так уж и плохо.

Но убедить нищие государства в необходимости переходить на альтернативные виды топлива и отказываться от порочной практики субсидирования не так просто. Первая задача власти сохранить ее. И тут уж не до экологии и не до сбалансированного госбюджета.