Губительный рейтинг

Москва, 06.11.2012
Standard & Poor’s вводило в заблуждение инвесторов, присваивая высокие рейтинги сложным производным продуктам, которые рухнули в цене менее чем через два года после их покупки, вынес решение австралийский судья. Это, пишет Financial Times, стало вехой в судебной практике и может проложить путь для правовых действий в отношении рейтинговых агентств в Европе.

Фото: AP

В обвинительном вердикте Федеральный суд Австралии указал, что S&P и банк ABN Amro «обманули» и «ввели в заблуждение» 12 муниципалитетов страны, которые купили ценные бумаги CPDO с рейтингом ААА в 2006 году. Суд постановил, что «достаточно компетентное» рейтинговое агентство не могло присвоить высший рейтинг ценным бумагам, которые были описаны как «чудовищно сложные». S&P и филиал ABN Amro, который в настоящее время принадлежит RBS, а также публиковавшаяся информация и заявления, которые были либо «ложью», либо «небрежным искажением», стали причиной огромных убытков, посчитала судья юстиции Джейн Джагот.

Муниципалитеты в Новом Южном Уэльсе были уверены, что CPDO имеют лишь небольшую вероятность дефолта. Но менее чем через два года муниципалитеты потеряли на них более 90% из 17 млн долларов. 13-й муниципалитет, который подал в суд отдельно, потерял почти 1 млн долларов. Сейчас муниципалитеты намерены получить 16 млн долларов в качестве возмещения ущерба, но общая стоимость убытков S&P, включая судебные издержки и проценты, может достичь 30 млн долларов. Таким образом, впервые рейтинговое агентство попало под суд из-за структурированного финансового продукта. На торгах в Нью-Йорке акции S&P закрылись на 4% ниже открытия сессии, акции Moody’s упали на 3%. «Это серьезный удар по рейтинговым агентствам, которые в течение многих лет извлекали прибыли от присвоения рейтингов, никогда не будучи подотчетными инвесторам», — заявила Аманда Бентон, адвокат, представляющий муниципалитеты. «Больше рейтинговые агентства не смогут спрятаться за отказы, чтобы освободить себя от ответственности», — добавила она.

Тем не менее эксперты за пределами Австралии настроены скептически в отношении того, насколько легко было бы проводить аналогичные иски в США или Европе. Так, в США и других странах рейтинговые агентства в основном успешно открестились от десятков судебных дел. Агентства успешно доказывали, что их рейтинги — только мнения, а покупать бумаги инвесторов никто не заставляет. S&P уже сообщило, что планирует подать апелляцию на решение суда. «Мы разочарованы решением суда. Мы отвергаем любое предположение о том, что наши мнения были неуместны, и будем обжаловать австралийского постановление», — говорится в заявлении. В ходе судебного разбирательства представители S&P утверждали, что муниципалитеты не сделали ничего, чтобы попытаться понять ценные бумаги, в которые они вкладывали деньги. S&P утверждает: его роль была ограничена только выдачей заключения о кредитоспособности ценных бумаг, но агентство не дает рекомендаций по их приобретению.

И хотя действительно кажется несколько подозрительным то, что ценные бумаги с высшим рейтингом ААА обрушились столь резко, надо все же учитывать, что произошло это в острой фазе глобального кризиса, когда снижение шло, образно говоря, по всем фронтам, говорит эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков. И, безусловно, часть ответственности за неудачное инвестирование лежит на самих муниципалитетах, потому что одно из основных правил грамотного инвестирования — четко и глубоко понимать, во что именно вкладываешь капитал, особенно если речь идет о значительных средствах, и оценивать риски, опираясь не только на мнение рейтингового агентства. Возможно, на дополнительном анализе в далеком 2006 году попросту решили сэкономить. В этой связи, считает аналитик, у S&P есть неплохие шансы обжаловать иски.

Но скандал вообще очень характерный для времени долгового кризиса, считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. С формальной точки зрения все риски лежат на инвесторе, и претензии к S&P не очень обоснованны. Однако есть понятие репутации, и, конечно, это удар по S&P, которое традиционно считается самым консервативным агентством. В глобальном плане для S&P судебное разбирательство означает некоторые финансовые выплаты, которое оно понесет, и неприятный осадок, на который, впрочем, мало кто будет обращать внимание. Тем более что в условиях долгового кризиса нет абсолютно надежных активов. Существует также и политический фактор. Рейтинги некоторых проблемных стран Европы однозначно завышены по политическим мотивам, в то время как рейтинги России с профицитным бюджетом и третьими международными резервами в мире, которые составляют 25% ВВП, однозначно занижены.

В целом же с периода кризиса методология большинства агентств остается неизменной и по сей день, указывает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Трейд-портал» Алексей Рыбаков. Прозрачность методик также осталась на прежнем уровне. Стоит признать, что большинство рейтинговых агентств констатируют прошлые события и не работают на опережение. И, кроме возмущения со стороны инвесторов и отдельных участников рынка, ни о каких серьезных реформах деятельности рейтинговых агентств слышно не было, добавляет экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Более того, в своих инвестдекларациях большинство фондов и регуляторов продолжают опираться на мнения S&P, Moody's и Fitch. Исключением является лишь Европа: в ЕС заявили, что готовы рассматривать создание внутреннего рейтингового агентства для оценки внутренних же финансовых инструментов и эмитентов. Но пока такие оценки будут приняты мировым сообществом, пройдет немало времени. Так что пока на умы инвесторов продолжают влиять текущие лидеры рейтингов.

Что можно было бы сделать, чтобы избежать их ошибок в будущем? Можно было бы, например, повысить прозрачность оценок, а также не допускать к рейтингованию инструменты со сложной структурой или эмитентов, в портфелях которых находятся такого рода инструменты, а активы, подобные CDO (многоуровневое долговое обязательство, обеспеченное залогом), на котором погорели крупнейшие банки США в 2007–2008 годы, просто не могли оцениваться как инструменты с высшем уровнем надежности. Это создало бы для фондов и банков, которые, по логике, должны придерживаться консервативной политики инвестирования, определенные ограничения на вложения. Но пока вокруг реформирования рейтингов слышны только разговоры, которые вряд ли к чему-то приведут в ближайшем будущем, так как мало кто на самом деле заинтересован в действительном снижении рисков: оно ведь означает и падение доходов.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
    Реклама