Золотые дороги

Сергей Сумленный
6 ноября 2012, 17:27

Пару дней назад со мной в первый раз случилось это. Впервые за семь лет работы в Германии и постоянной езды на машине я заправил дизельное топливо по 1,6 евро за литр. Да-да, по 65 рублей. И деваться было некуда: когда едешь по автобану, а стрелка бензобака предательски лежит на нуле, то заправляешься на первой попавшейся заправке, ибо встать на автобане без топлива — это уже само по себе нарушение немецкого ПДД, да и голосовать с просьбой отлить топлива тоже не принято пришлось бы вызывать эвакуатор и ехать до ближайшего техцентра, где смогли бы завести остановившийся без подачи топлива двигатель с автоматической коробкой передач.

Впрочем, что я жалуюсь? У меня-то машина дизельная, ей бака хватает при должном везении на 800-1000 километров, а рядом со мной стояли владельцы прожорливых бензиновых автомобилей, и вот они-то заправлялись по 1,8 евро за литр, и их бака хватает максимум на 500 километров. Иными словами если каждый день ездишь на работу полчаса в один конец, то вынь и положь раз в десять дней 150 евро на бензин.

Сами немцы горько шутят, что больше, чем визит на заправку, раздражает только визит к стоматологу но зато на заправку ездишь чаще. Вообще, кроме как шутить про цены на топливо, немцам ничего не остается. Двадцать лет назад эпатажный поп-певец со сценическим псевдонимом Маркус зажег дискотеки Германии отвязным шлягером «Я жму на газ» со словами «И даже если бензин будет стоить 3 марки 10 пфеннигов, мне наср*ть, я буду ездить!» Тогда концертные залы Германии закатывались хохотом от этой фантастической сатиры. Разумеется 3 марки 10 пфеннигов, разве это слыхано? Сегодня в пересчете с евро бензин уже пробил отметку в 4 марки за литр, и немцы действительно продолжают ездить. Только им больше не смешно.

Между тем, сами немцы не перестают задавать себе вопрос: а откуда, собственно, появляется такая цена? Ведущая экономическая газета страны Financial Times Deutschland посвятила целую полосу разбору ценового парадокса автомобильного топлива. Бензин и дизель дорожают при дорожающей нефти но и при дешевеющей нефти они тоже дорожают! С июля 2008 года цена на баррель нефти-сырца упала со 133,9 до 113,9 долларов, а цена на литр бензина взлетела за то же время с 1,46 евро за литр до 1,8 евро. И дело тут не в обменных курсах даже если перевести цену на баррель из долларов в евро, нефть все равно почти не подорожала: как была 84,9 евро за баррель, так и осталась 88,8 евро. То есть нефть выросла в евро лишь на 5%, а бензин на все 20%!

Предположения о том, кто же виноват в высоких ценах на топливо, в Германии расходятся. Правительство упорно старается выставить виноватыми четыре крупнейшие сети заправочных станций. Мол, именно они находятся в фактическом ценовом сговоре, подглядывают за ценами друг друга и мгновенно устанавливают цены не ниже, чем у конкурента. Автомобилист, которого поджимает пустой бак, вынужден заправиться по любой цене вот топливные олигополии и наживаются на нем. Чтобы противостоять этому сговору, правительство даже решило ограничить заправки в возможностях менять цену на топливо и разрешило делать это лишь один раз в день, чтобы у заправщиков не было возможности запутывать покупателя.

Но на самом деле все не так просто, как хотелось бы правительству. Дело в том, что цена на литр топлива больше чем на половину состоит из налогов. Из пресловутой стоимости в 1,8 евро за литр 65 центов приходится на топливный акциз, и еще 34 цента это налог на добавочную стоимость. Топливный акциз один из двух самых важных специальных налогов для федеральных властей. Вместе с налогом на табак он каждый год приносит в казну почти 60 млрд евро, или десятую часть всех налоговых поступлений, причем на топливный акциз приходится больше 40 млрд евро дохода.

Неудивительно, что для немецких властей налоговые сборы за топливо это важнейший источник легких денег. На автобанах недалеко от границы с Польшей немецкие таможенники буквально охотятся за микроавтобусами с польскими номерами и проверяют их на нелегально ввезенное в Германию топливо. Причем речь идет не только о банальных канистрах в салоне, но и, например, об установленных в автомобиле дополнительных топливных баках. Обнаруживают таможенники такой бак, в который можно залить двадцать-тридцать литров безакцизного польского бензина и владелец не только выплачивает штраф за контрабанду, но и отправляется в ближайшую (дорогую! сертифицированную! немецкую!) автомастерскую, где ему незаконный бак с удовольствием срежут, выписав счет на несколько сотен евро за работу. Аналогичная охота идет и за голландскими грузовиками уже на немецко-голландской границе.

Другой объект ревности немецких таможенников солярка, предназначенная для обогрева помещений. Дело в том, что многие немецкие дома отапливаются индивидуальными бойлерами. Эти бойлеры работают на солярке, которую немцы покупают обычно раз в год в объеме пары тысяч литров, и заливают ее в специальные баки под домом. Так вот, эта солярка абсолютно идентична по составу с автомобильным дизельным топливом. Но, поскольку она предназначена для отопления домов, то она освобождена от акциза на солярку, продаваемую на заправках. Но как проконтролировать, чтобы немцы не заливали ее потихоньку в баки своих машин? Очень просто: солярка для обогрева помещений содержит безвредный, но яркий красный краситель, и немецкие таможенники (работающие не только на границе, но и по всей стране) обожают опускать в топливные баки остановленных автомобилей специальный щуп, и гордо демонстрировать владельцу машины его красное содержимое, торжествующе спрашивая: «А почему, герр Шмидт, у вас солярка не того цвета?» За этим вопросом следует такое же вежливое, но неотвратимое оформление штрафа и возбуждение дела по факту уклонения от налогов.

И, конечно, немецкие власти никогда не пойдут на установление на автобанах ограничения скорости. Ведь снижение скорости езды по автобану со 160 до 130 км/ч сокращает топливный расход на добрые 25%. А если подумать, что по трети немецких автобанов можно гонять вообще без ограничения не 160, а 180, 200 или 260 км/ч, то можно легко догадаться, что каждый несущийся стрелой по автобану немец это маленький, но устойчивый денежный ручеек, льющийся в государственную казну. Именно поэтому цены на бензин в Германии вряд ли упадут а доходы федерального бюджета вряд ли сократятся.