Портовая цена

Москва, 11.12.2012
Структура «Мечела» победила в аукционе по продаже 55% пакета государственных акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» (73,33% обыкновенных акций), предложив за актив более 10 млрд рублей при стартовой цене 1,5 млрд рублей. После приобретения «Мечел» сможет приступить к реализации проекта развития порта и довести его мощности до 25 млн тонн угля в год, что усилит стратегические позиции компании на рынках АТР.

Иллюстрация: Эксперт Online

Отметим, что ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайства ЗАО «Порт Инвест» (структура холдинга UCL Владимира Лисина), структуры En+ Олега Дерипаски, транспортной «дочки» «Мечала» «Мечел Транс», ОАО «Междуречье» (структура «Сибуглемета»), СУЭКа и ЗАО «Сибирский антрацит», а также «дочки» «Уралвагонзавода», которая официально заявила, что не будет участвовать в торгах.

Торги проходили в два этапа. Участники сделали стартовые предложения, затем можно было еще раз повысить цену. Третий этап в форме аукциона мог быть только в случае, если бы совпали предложения двух и более претендентов. На первом этапе самую высокую цену предложил «Порт Инвест» — 5,5 млрд рублей. Однако во втором раунде «Мечел-Транс» предложил за пакет 15,5 млрд рублей. En+ оказался готов заплатить 10,5 млрд рублей. Предложения остальных претендентов остались в пределах 6 млрд рублей.

Итоги торгов оказались неожиданными. Основными претендентами на госпакет Ванино считались En+, которому принадлежит 21,6% голосующих акций порта (28,1% уставного капитала), а также UCL.

Сумма, по которой порт был продан, превышает даже ту цену, которая была предложена на предыдущем аукционе годом ранее, когда покупатель так и не внес средства, решив, что актив не стоит предложенной за него цены. «Результат аукциона можно назвать довольно ожидаемым, так как было очевидно, что "Мечел-Транс" будет бороться за актив, вопрос был лишь в цене, — отмечает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.В итоге можно сказать, что порт был куплен по существенно завышенной цене, так как показатель P/S составил 10х, тогда как среднее значение по отрасли — 5,6х, а по российским портам находится на уровне 3,6х».

По мнению аналитика, после приобретения порта «Мечел» сможет приступить к строительству угольного терминала, который позволит существенно усилить позиции компании на рынках АТР, и синергетического эффекта должно быть достаточно для того, чтобы инвестиция оказалась прибыльной. «Стоит отметить, что государство в лице Росимущества получило от этой сделки существенно больше средств, чем предполагалось, что в данном случае говорит об успехе приватизации, — говорит аналитик. — Помимо Ванинского порта на продажу выставлен 20% пакет акций Новороссийского порта, и, вероятнее всего, он также будет продан с существенной премией из-за высокого интереса со стороны инвесторов».

Помимо «Мечела» в практически беспроигрышном положении оказалась компания En+, которая теперь сможет продать 28,8% своих акций новому владельцу порта по оферте за 7,7 млрд рублей. «А вот "Мечелу" придется искать источники финансирования под эту сделку, однако у компании в запасе есть несколько зарегистрированных выпусков рублевых облигаций, поэтому проблем с кредитованием возникнуть не должно, — считает Андрей Шенк. — Но долговая нагрузка в терминах NetDebt/EBITDA приблизится к 5,5х, что создает определенные риски. Стоит отметить, что цена оферты на одну обыкновенную акцию 278 тыс., и если все миноритарные акционеры, что весьма вероятно при такой премии, предъявят свои бумаги к выкупу, то "Мечелу" придется заплатить все 28,8 млрд за 100% порта, что, конечно, создает дополнительные кредитные риски. Однако напомню, что "Мечел" рассматривает возможность продажи 25% доли в "Мечел-Майнинге" и ряд других активов общей стоимостью 3,5–4 млрд долларов, что позволит снизить долговую нагрузку и инвестировать часть средств в развитие Эльгинского месторождения, а это в долгосрочной перспективе дает существенный потенциал роста».

Главный вопрос на сегодня — откуда «Мечел» возьмет деньги на оплату покупки порта и выставление оферты миноритариям, соглашается аналитик компании «Унисон капитал» Александр Парфенов. «En+ принадлежит 28,12% порта, он уже заявил о намерении предъявить акции в рамках оферты. "Мечелу" придется выкупать и его пакет, и free float. Тогда общая сумма затрат будет более 21 млрд рублей, — полагает он. — Есть предположения, что компания привлечет стратегического инвестора — одну из зарубежных компаний, заинтересованных в торговле с "Мечелом" и поставке товара через Ванино».

По мнению аналитика, цена при текущем состоянии актива кажется на первый взгляд неоправданно высокой. «Однако "Мечел" заплатил за потенциал и крайне удачное расположение порта. При грамотном развитии грузооборот ВМТП можно увеличить в разы, — говорит он. — По законодательству "Мечел" должен оплатить покупку в течение 35 дней. Еще 35 дней дается на выставление оферты миноритариям после факта покупки актива. Если "Мечел" не нарушит обещаний и сделает все в рамках законодательства, в течение 150 дней можно будет заработать 90% от суммы вложений».

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    2. В США начинается процесс отрешения от власти Дональда Трампа
      Шансов на победу у сторонников импичмента почти нет.
    3. Дмитрий Медведев рассказал о решенных и нерешенных задачах за время своей работы
      Бывший российский премьер заявил, что он в целом доволен тем, как работал кабинет министров почти восемь лет, хотя и признает, что «были и нерешенные задачи»
    Реклама