Триллионы от богатых

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
17 декабря 2012, 16:21

Спикер палаты представителей конгресса США Джон Бонер предложил начать обсуждение вопроса о налогах на богатых граждан страны. Достижение компромисса между двумя партиями страны дает шанс стране избежать «финансового обрыва» – одновременного автоматического сокращения государственных расходов и повышения налогов, которые вступят в силу с начала следующего года.

Фото: Globallookpress
Джон Бонер предложил начать обсуждение вопроса о налогах на богатых граждан страны

Предложение Бонера позволит генерировать около 2 трлн долларов в течение следующего десятилетия, половина из которых будет получена за счет новых налогов, а вторая – за счет сокращения расходов, пишет Washington Post. Американцы, получающие доход более 1 млн долларов в год, будут платить налоги по ставке 39,6% в год, а не 35%, как это происходит сейчас. План республиканцев принесет бюджету 460 млрд долларов в течение следующих десяти лет – примерно половину от той суммы, которую планирует получить администрация президента в случае, если ее вариант повышения налогов будет принят

Предложение поступило в пятницу, по словам источников, знакомых с ходом переговоров между партиями и администрацией президента. Государственный долг США уже достиг 16,4 млрд долларов, и партии должны достичь компромисса по повышению потолка госдолга в ближайшие несколько месяцев. В этом свете предложение Джона Бонера дает рынкам сигнал, что партии могут все же достичь компромиссного решения. Впрочем, это далеко не точка в вопросе. В обмен на более высокие ставки для миллионеров Бонер требует изменений в федеральные программы в области здравоохранения и пенсионного законодательства.

Если республиканцы пойдут навстречу демократам в повышении налогов, то вполне вероятно, что и демократы позволят пересмотреть некоторые статьи «социальных» законов. «Наша позиция не изменилась, – сообщил в воскресенье пресс-секретарь Бонера Майкл Стил. – Любое увеличение лимита госдолга потребует сокращения расходов и реформ в большем количестве». По сообщениям СМИ, Белый дом также отверг предложение Бонера, заявив, что это принесло бы слишком мало изменений и не оказало значимого влияния на дефицит бюджета.

Американцам надо увеличить доходную часть бюджета, то есть повысить налоги, и сократить расходную часть, объясняет начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Согласия между партиями нет по обоим вопросам. Республиканцы хотят незначительно увеличить налоги и сильно сократить соцрасходы. По мнению республиканцев, не менее 2/3 сокращения дефицита бюджета должно произойти за счет сокращения расходов, при этом оборонный бюджет трогать не следует. Совершенно противоположная позиция у демократов – незначительное сокращение социальных расходов и значительное повышение налогов. По их мнению, не менее 2/3 сокращения дефицита бюджета должно произойти за счет повышения налогов. До компромисса пока далеко.

Надо отметить, говорит эксперт, что истина находится примерно посередине. С одной стороны, значительную дыру в бюджете пробили налоговые скидки времен Буша. Кроме того, налоговая система США очень запутанная, там очень много индивидуальных льгот для промышленных и финансовых групп, обладающих возможностью активно лоббировать свои интересы в Капитолии. Например, в Европе в виде налогов собирается 40% от ВВП, а в США – только 25%. Таким образом, у американцев есть мощный резерв сокращения текущего дефицита бюджета, составляющего около 7% от ВВП, за счет роста налогов. С другой стороны, республиканцы, вероятно, правы в том, что социальная сфера США чрезмерно раздута, финансируется за счет генерации новых долгов и требует оптимизации. Вопрос в том, смогут ли разумные люди с обоих сторон баррикад достичь такого согласия, которое не будет торпедировано крайними обоих лагерей.

Республиканцы заручились молчаливым согласием со стороны миллионеров, отмечает директор аналитического департамента ИГ «Норд-капитал» Владимир Рожанковский. Они понимают, что «нулевой вариант» по повышению не будет поддержан ни обществом, ни Белым домом, поэтому смысла в дальнейшем принципиальном упорстве – нет никакого. Вместе с тем в категорию годовых доходов от 250 тыс. до 1 млн долларов попадает так называемый «зажиточный класс тружеников» – врачи, хирурги, корифеи от компьютерного программирования и адвокаты, которые представляют собой оплот избирательного лагеря республиканцев. Ухудшать жизнь для них означает риск столкнуться с их недовольством (ведь в этом диапазоне доходов люди, как правило, не накапливают деньги, а преимущественно тратят их на жизнь и повышение ее уровня – для себя и своих детей) и в конце концов уездом значительной доли этих людей за пределы США.

Впрочем, достигнут огромный прогресс, уверен ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Михаил Крылов. Принципиального согласия республиканцев на повышение налогов на богатых не было никогда, даже после победы Барака Обамы на выборах президента. Республиканцы очень щепетильно относятся к бюджетному процессу. Раньше они использовали неосведомленность населения и упирали на то, что повышать ставки сборов с инвестдоходов и сокращать налоговые вычеты не надо, а ограничиться исключительно повышением налогов с зарплат. За этим стоит логика традиционалистов, согласно которой каждый должен иметь возможность заработка. Богатые не должны занимать рабочие места, на которых могут подняться бедные, но и государство не должно заставлять тратить состояние на благотворительность. Трагедия со стрельбой в Коннектикуте была подана как повод консолидироваться перед внутренней угрозой, которая есть в самом обществе и с которой можно бороться только централизованно, с помощью государства, говорит эксперт. Если богатые не будут платить государству больше налогов, оно не сможет вести эту борьбу. В этом свете республиканцам больше не было смысла придерживаться прежнего курса.

И вполне вероятно, заключает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин, что решение по fiscal cliff все же будет принято и оно будет содержать в себе уступки и по реформированию налоговой системы, и по сокращениям расходов бюджета. Но не стоит и обольщаться: впереди католическое Рождество, уже сейчас законодательная активность в США низка, а перед праздниками вряд ли решение проблемы будет найдено, так как еще очень многое предстоит сделать, прежде чем Обама и Бонер смогут заключить сделку.