Две тувинские дороги

Москва, 19.12.2012
Правительство республики Тува и консорциум «Тувинские дороги», принадлежащий структурам Evraz Group, заключили концессионное соглашение в отношении двух региональных дорог общей протяженностью 530 км. Конкурс состоялся еще в октябре, однако документы с его победителем были подписаны лишь накануне. Теперь частный инвестор займется поэтапной реконструкцией магистралей, жизненно необходимых для республики, при этом плату за проезд в перспективе планируется брать не с жителей, а лишь с владельцев автотранспорта массой свыше 20 тонн.

Иллюстрация: Эксперт Online

По сообщению правительства Тувы, речь идет о двух автодорогах республиканского подчинения: Кызыл–Ак-Довурак и Ак-Довурак–Абаза. Первая связывает столицу Тувы с восемью из 17 кожуунов (сельских районов), а вторая открывает доступ западной части республики к железнодорожной сети России – как известно, Тува остается одним из немногих регионов страны, не связанных с нею сетью РЖД. «Смысл состоит не в коммерциализации содержания, а в том, чтобы силами и средствами инвесторов, без нагрузки на бюджет и жителей Тувы, повысить их категорийность, сделать более качественным покрытие и обеспечить безопасность перевозок. Автодороге Ак-Довурак–Абаза, являющейся одним из двух транспортных выходов республики к железнодорожной сети России, концессия и вовсе даст вторую жизнь. С расширением полосы движения, уменьшением уклонов, увеличением радиусов поворотов и иными усовершенствованиями по ней можно будет официально открывать пассажирские перевозки, которые в настоящее время запрещены», – так прокомментировал прагматический смысл реализуемого проекта глава республики Шолбан Кара-оол.

Действительно, сегодня дороги республиканского подчинения, состоящие, как правило, всего из двух полос (по одной в каждую сторону), не удовлетворяют стандартам качества и безопасности. Покрытие магистралей местами разбито, в то же время географические особенности Тувы определяют наличие сильных изгибов и перепадов. А местные жители, передвигающиеся преимущественно на автомобилях марки ВАЗ, обожают быструю езду и рискованные обгоны. Ранее власти республики неоднократно пытались передать основные региональные магистрали в федеральное подчинение, однако эти попытки успехом не заканчивались. Между тем в регионе, где нет железных дорог и практически отсутствует местная авиация (во всяком случае, доступная для рядовых тувинцев), автодорожная сеть выступает единственным связующим элементом.

По условиям концессионного соглашения, в ходе реконструкции технические характеристики автодорог должны возрасти с нынешней четвертой категории до третьей, что приведет к росту их пропускной способности: дороги расширят и модернизируют покрытие. Инвестор будет осуществлять управление дорогами на протяжении 20 лет. Стоимость реконструкции пока не называется, ожидается, что суммы будут объявлены после подготовки проектной документации. По данным руководства «Тувинских дорог», проектировщики уже получили необходимые задания, в том числе и в части повышения категории дороги 93К-01 Ак-Довурак (Тува) – Абаза (Хакасия).

Однако уже сейчас известно, что брать плату за проезд по обновленным дорогам с рядовых жителей не планируется. Впрочем, иных заявлений от чиновников ожидать и не стоило – тувинцы в массе своей живут крайне бедно, да и платить за услуги не приучены (о чем ярче всего свидетельствуют, к примеру, огромные долги населения перед «Тываэнерго» – некоторое время назад компания даже обращалась за помощью профессиональных коллекторов). По словам Кара-оола, платить за проезд по новым дорогам будут только владельцы автотранспорта массой свыше 20 тонн – очевидно, грузоперевозчики, занимающиеся в основном вывозом из республики угля (в связи с отсутствием железных дорог возить уголь до Минусинска, где он перегружается в вагоны, приходится автотранспортом). Цену за проезд определят позже – после завершения реконструкции дорог. «Действительно, мы не планируем зарабатывать деньги на этой дороге. Это тот инструмент, который, с одной стороны, позволит развивать наш бизнес, а с другой – принесет большую пользу самой республике. Все люди, которые сегодня ездят по обозначенным дорогам, будут намного быстрее – за счет улучшения качества дороги – добираться до своего места назначения, а значит, эффективнее развивать свое хозяйство или свой бизнес, оперативно решать насущные вопросы», – подтвердил журналистам свою социальную ответственность генеральный директор консорциума «Тувинские дороги» Вячеслав Сараев.

Как известно, Evraz Group через компанию «Межегейуголь» владеет лицензией на разработку двух участков Улуг-Хемского угольного бассейна Тувы с суммарными запасами 782,5 млн тонн дефицитного для российского рынка угля марки «Ж». Однако до сих пор Evraz Group ничем не обозначала свое присутствие в республике. Добычу угля здесь ведет лишь ООО «Тувинская горнорудная компания» (принадлежит структурам En+ Group Олега Дерипаски, обеспечивает почти 100-процентную потребность региона в твердом топливе), активность Енисейской промышленной корпорации практически сошла на нет. Инвесторов, заплативших за тувинские недра миллиарды рублей, останавливает отсутствие здесь железной дороги. А проект Кызыл–Курагино, первый костыль в начало которого год назад вбивал лично Владимир Путин, снова оказался в подвешенном состоянии – в частности, потерял право на поддержку из средств Инвестфонда РФ. В этой связи участие Evraz Group в концессии по автодорогам можно рассматривать как факт доверия инвестора к перспективам республики (тем более что такие вложения не входили в перечень обязательств, вмененных «Межегейуглю» лицензионным соглашением). И как свидетельство того, что добывать здесь уголь Evraz Group может так же, как это делает ТГРК, – не дожидаясь железной дороги. «Фактически компания берет на себя все расходы по содержанию и улучшению указанных автодорог, чтобы гарантированно обеспечить себя транспортным путем для будущих перевозок угля, при этом предоставляя населению республики возможность бесплатно пользоваться ими», – говорится в сообщении правительства Тувы.

У партнеров



    ММК выплатит 260 млн долларов дивидендов за первый квартал

    Высокие показатели по прибыльности позволили флагману отечественной металлургии рекомендовать к выплате акционерам 100% свободного денежного потока

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара пробил невероятный уровень
      Курс доллара пробил невероятный уровень
    2. Курс доллара: рубль снова всех удивил
      Несмотря на обострение ситуации на финансовых рынках из-за торговых споров между КНР и США, рубль укрепляется
    3. Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
      Курс доллара: что заставило срочно переписывать прогнозы по рублю
    Реклама