Трагедия в школе Сэнди Хук (где 15 декабря 20-летний Адам Ланза, застреливший свою мать, устроил бойню, в результате которой погибли 26 человек, из которых 20 – дети) может стать поворотным моментом с дискуссии внутри США относительно целесообразности сохранения свободной продажи оружия. Соединенные Штаты уже давно стали лидером среди всех стран мира по числу стволов, находящихся на руках у населения. В стране продается более 10 млн единиц стрелкового оружия, благодаря чему США стали лидером всех развитых стран по числу смертей от преступлений с использованием огнестрельного оружия. Однако до сих пор все просьбы к Белому дому ограничить продажи оружия упирались в американскую Конституцию – Вторая поправка защищает право населения на хранение и ношение (апеллируя к этой поправке, администрация Джорджа Буша даже сняла запрет с продажи полуавтоматического оружия) – а также в доллары НОА (Национальной оружейной ассоциации). Являясь, по сути, крупнейшей лоббистской структурой в США, к тому же очень тесно связанной с республиканской партией, НОА блокировала любые попытки властей ущемить права продавцов оружия или даже ужесточить правила его продажи (ведь значительные средства оружейники получают от закупок оружия сомнительными американскими гражданами для мексиканских наркокартелей).
Бойня в Сэнди Хук (подкрепленная случившейся уже через несколько дней новой трагедией – 18 декабря мужчина из городка в штате Колорадо расстрелял свою семью а затем и сам покончил с собой) вызвала новый всплеск требований о запрете свободной продажи оружия. Одним из наиболее громких был голос мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Он даже назвал конкретные шаги, которые должны предпринять американские власти. «Во-первых, конгресс должен принять закон о проверке покупающих оружие, который наконец закроет лазейки, позволяющие продавать почти 40% оружия в США без проверки покупателя. Документ обяжет штаты и федеральное правительство передавать данные о психически больных людях, людях, склонных к насилию, в Национальную базу. Второе – пришло время запретить штурмовое оружие. Подобный запрет действовал до 2004 года. Пора возобновить его действие. Кроме того, конгресс должен запретить обоймы большой емкости. И, наконец, пора признать преступлением любую перевозку оружия, – заявил он. – Страна нуждается в президенте, который продвинул бы этот законопроект в конгресс, чтобы решить проблему раз и навсегда! Требующегося стране лидерства не наблюдалось ни со стороны Белого дома, ни со стороны конгресса. Сегодня это должно закончиться. Это национальная трагедия, и она требует национального ответа».
Значительная часть американского общества сочувствует подобным идеям. Согласно последнему совместному опросу ABC News и Washington Post, ввод ограничений поддерживают 54% респондентов, против них – 43%. Они требуют по крайней мере начать серьезную национальную дискуссию по оружейному вопросу. На сайте Белого дома был размещен текст соответствующей петиции. «Наша цель – заставить администрацию Барака Обамы разработать законопроект по ограничению продажи оружия. Важно начать общенациональный диалог, и разработка таких законов является единственным способом снизить количество тех, кто погибает от огнестрельного оружия. Эта петиция является коллективным требованием начать межпартийную дискуссию, которая бы привела к принятию пакета законов, регулирующих процесс покупки оружия гражданами», – говорится в ее тексте. По закону для того, чтобы попасть на рассмотрение аппарата президента, она должна была набрать 25 тыс. подписей. Однако уже к понедельнику ее подписало более 100 тыс. человек.
В этой ситуации Барак Обама, еще во время первой избирательной кампании обещавший бороться с НОА, уже выступил в поддержку идеи о как минимум ограничении свободной продажи оружия. «Ни один, ни даже ряд законопроектов не решат полностью проблемы насилия в обществе, однако государство не должно мириться с тем, что массовые бойни становятся обычным явлением американской действительности… Пришло время это изменить», – заявил Обама. Президент «поддерживал и будет поддерживать законы, закрывающие лазейки для продажи оружия на выставках, и другие законные меры по поводу оборота оружия… продажу патронных обойм большой мощности, например», заявили в Белом доме.
В конгрессе уже отреагировали на запрос общества и заявления президента. Сенатор Диана Фейнстейн уже заявила о намерении внести в первый же день работы нового конгресса законопроект, который запретит продажи так называемого «штурмового оружия» в США. «Задача законопроекта – убрать это оружие с улиц наших городов. Этого можно добиться. Законопроект предусматривает в будущем запрет на продажу, передачу, импорт и владение оружием», – заявила она. Аналогичный законопроект будет вынесен на обсуждение и в палате представителей.
Широкий общественный резонанс поколебал даже республиканцев. В нынешних условиях республиканцы, всегда заявлявшие о своей непримиримой позиции относительно незыблемости Второй поправки, уже сказали, что готовы обсуждать проблему. «Всегда будут те, кто никогда, никогда не пойдет на это. ... Но, да, конечно, большинство республиканцев хотят начать серьезный диалог о том, как можно было бы посмотреть на Вторую поправку к Конституции в условиях XXI века», – заявил конгрессмен от республиканцев Стив Лауретта после закрытого заседания республиканской фракции в конгрессе. НОА же оказалась более стойкой – представители ассоциации говорит что «шокированы» и «убиты горем» по поводу случившейся трагедии, обещают в пятницу представить некий план по предотвращению подобных случаев – однако при этом утверждают, что НОА все равно продолжит отстаивать права американских граждан на свободное приобретение и ношение огнестрельного оружия.
Пока политики спорят и ищут выход, в обществе нарастает истерия. По некоторым данным, продажи оружия в стране выросли чуть ли не на 40%. Некоторые пытаются обзавестись стволами до введения новых норм по ужесточению правил продаж, а другие берут оружие для самозащиты. Свидетельством охватившего США страха стала история, когда 11-летний мальчик в Юте взял в школу с собой пистолет. «Я пришел в школу с пистолетом, чтобы иметь возможность защитить себя и своих товарищей на случай инцидента, аналогичного тому, который произошел в Коннектикуте», – пояснил он полицейским, вынужденным арестовать его за незаконное ношение оружия.