Негатив коснулся даже традиционно сильных стран еврозоны – Германии и Франции, а также их северных соседей в Скандинавии. При этом углубились разногласия между сильными и слабыми государствами региона. Наиболее показательным тут стал скандал с бюджетом ЕС: переговоры по бюджету ЕС на ближайшие семь лет завершились безрезультатно. Альянс из богатых стран ЕС во главе с Великобританией и Германией отказался принять общий бюджет в размере 971 млрд на 2014-2020 годы. Двухдневный саммит по бюджету ЕС прошел в Брюсселе. Еврокомиссия предлагала установить потолок расходов на уровне 1033 млрд евро, что на 5% выше, чем предусмотрено текущим бюджетом. Происшедшее подчеркнуло глубокий раскол между богатыми и слабыми странами, получателями дотаций в рамках ЕС.
Но экономические перспективы региона пока остаются слабыми. Скорее всего, еврозону ждет дальнейшее сокращение экономической активности в начале 2013 года, так как низкий потребительский спрос во многих странах в сочетании с низким уровнем деловой уверенности и падения мировой торговли окажет давление на ситуацию. Впрочем, нельзя говорить и о том, что все потеряно: все же ряд разумных мер был принят, теперь стоит ждать, что они постепенно начнут претворяться в жизнь. Еврокомиссия представила концепцию интеграции еврозоны, которая предполагает ряд фундаментальных изменений в ближайшие годы. План предполагает «глубокий и подлинный экономический и валютный союз, все основные показатели и налогово-бюджетная политика государств-членов будут зависеть от глубокой координации, согласования и надзора на европейском уровне», по словам Жозе Мануэля Баррозу, который считает, что «зона евро должна интегрироваться быстрее и глубже, чем ЕС в целом».
2012 год войдет в историю европейского объединения как самый неоднозначный в плане борьбы с кризисом европейской периферии, считает Кирилл Самышкин, заместитель директора по аналитике Saxo Bank Россия. С одной стороны, нельзя не отметить, что ситуацию на долговых рынках проблемных стран все же удалось стабилизировать, доходности на греческие, испанские, итальянские эмиссии падают, расходные части их бюджетов сокращаются, локомотив интеграции – Германия показывает хорошие результаты в части торгового баланса и динамики ВВП, утверждены механизмы и планы финансирования местных дефицитов бюджета. С другой стороны, ситуация с безработицей, в секторе недвижимости и в продажах в целом в Южной Европе остается пугающей, и на данный момент не до конца ясно, за счет чего эти страны могут в ближайшем будущем обеспечить рост доходной части бюджета.
Главной удачей европейской политики по борьбе с кризисом в 2012 году, полагает эксперт, является решение об изменении механизма управления долгом на примере Греции. Вместо накачивания ликвидности в рынок в декабре 2012 было решено выделить средства Греции напрямую для выкупа собственного долга, что гораздо эффективнее с точки зрения расходования средств, а также значительно сократило рыночную нервозность. Самой нерешенной проблемой 2012 года в Европе остается политическая неэффективность и отсутствие отлаженного механизма принятия решений. В отличие от США (кроме ситуации с «фискальным обрывом»), в европейской интеграции нет единой политической воли для проведения системных реформ.
Вообще, 2012 год стал переломным для кризиса, считает директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая. ЕЦБ начал политику агрессивного монетарного стимулирования, которая вернула к жизни межбанковский рынок кредитования, существенно оживила долговой и фондовый рынки. К наиболее действенным мерам можно отнести операции LTRO объемом 1,02 трлн евро, выданные европейским банкам в виде трехлетних кредитов под 1%, снижение ставки по депозитам в ЕЦБ до 0%, что «вытолкнуло» деньги банков на долговой рынок, а также операции OMT, которые существенно снизили риски гособлигаций проблемных стран еврозоны.
К политическим достижениям европейских деятелей аналитик относит окончательное «спасение» Греции, кроме того, «под шумок» спасли и Кипр, который стал пятой страной еврозоны, официально обратившейся за помощью к европейским властям. Взамен на помощь в проблемных странах были приняты программы экономии бюджета, вызвавшие многочисленные забастовки и акции протеста в странах еврозоны. Кроме того, были сделаны шаги по созданию единого европейского банковского союза под эгидой ЕЦБ, и первым шагом станет создание органа надзора и контроля за банками, который должен заработать уже с начала 2013 года. В целом острая фаза долгового кризиса, похоже, осталась позади, но расслабляться политикам еврозоны не стоит. Впереди у них назревает еще более серьезный кризис – социально-политический. Люди будут продолжать выходить на улицы, протестуя против повышения налогов и отмены ряда льгот, субсидировавшихся из бюджетов государств, что будет подогревать сепаратные настроения среди многонациональной еврозоны.
Худшее в долговом кризисе действительно уже позади, пожар удалось потушить совместными усилиями властей и регуляторов, однако в экономической сфере улучшений ждать не стоит, уверен старший вице-президент ФГ БКС Алексей Евсютин. Страны ЕС борются с кризисом за счет жесткой экономии расходов, тогда как для экономического роста это губительно. Именно поэтому прогнозы по росту ВВП в Европе неутешительны, и рост экономики будет очень слабым. Не совсем понятно, что делать с огромной безработицей. Если с ней принято бороться повышением госрасходов, то для европейских стран этот путь заказан. Вполне возможно обострение противоречий внутри ЕС, поскольку внутри Германии и Франции все громче раздаются голоса евроскептиков.
Но власти и ЕЦБ сделали все возможное для купирования последствий кризиса, уверен директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин. Развили механизмы финансовой помощи проблемным странам, придумали как реструктурировать обязательства страны перед кредиторами так, чтобы это не было признано кредитным событием и не дало сработать CDS (добровольный обмен облигаций Греции). Разработали механизм выкупа ЕЦБ суверенных облигаций.
Пока не хватает механизма списания суверенных долгов, позволяющих быстро их приводить к устойчивому уровню. Сейчас все находится на том этапе, когда долги стран перед частными лицами замещаются кредитами от антикризисных фондов и ЕЦБ. И логичным следующим шагом было бы обнуление или списание облигаций, находящихся, например, на балансе ЕЦБ… Другим вариантом была бы разработка механизма выхода стран из еврозоны и приема их обратно, как только удастся стабилизировать свою экономику. Может быть, это решило бы проблему, когда выход одной страны из еврозоны рассматривается как табу и однозначный путь к развалу блока.
И в 2013-м Европа будет продолжать следовать по пути интеграции, натыкаясь на углы и собирая все возможные шишки, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Процесс объединения непрост сам по себе, а в ситуации с Европой он осложняется еще и тем, что с момента образования еврозоны прошло 12 лет, в течение которых регион обходился без финансовой верхушки и серьезного надзорного органа, привыкнув жить по накатанной. Отказываться от привычек сложно, каждое государство желает лоббировать себе наиболее хорошие условия, что тормозит и интеграцию в том числе. В следующем году еврозона попробует стабилизироваться экономически, возможно, показав к концу года слабый прирост ВВП за счет оживления сектора услуг и работы по сокращению ставки безработицы, и это будет началом выхода из кризиса. В случае если ей удастся сохранить в целостности границы, а Германии – не впасть в рецессию, за будущее альянса можно будет не беспокоиться.