Скрытая стимуляция

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
21 декабря 2012, 12:52

В проекте второго этапа пенсионной реформы России Минфин для повышения эффективности управления общественными финансами предлагает тем, кто останется работать после достижения пенсионного возраста, в течение пяти лет получать лишь половину пенсии, чтобы потом увеличить ее в 1,7 раза. Проект документа отправлен министром финансов Антоном Силуановым премьеру Дмитрию Медведеву.

Фото: photogenica.ru
Минфин предлагает работающим пенсионерам пять лет получать половину пенсии, чтобы потом увеличить ее в 1,7 раза

Минфин в документе предложил перейти на составление 12-летней бюджетной стратегии, а отсчет должен начаться с 2018 года. В числе прочих новшеств министерство предлагает стимулировать пенсионеров работать как можно дольше. Так, уже на первой стадии реформирования предлагается повысить ожидаемый период выплаты пенсии (срок дожития) с 19 до 21,4 года, а позже автоматически его корректировать с учетом увеличения продолжительности жизни населения (на срок дожития в месяцах делится вся страховая пенсия, которая назначена человеку, чем больше срок дожития – тем меньше ежемесячная пенсия). Необходимым является и создание стимулов для продолжения работы граждан по достижении ими пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин). Тем же, кто откажется от «переходного периода», пенсии должны индексироваться медленнее, чем сейчас.

В числе нововведений Минфин предлагает учитывать работающим пенсионерам страховой стаж; сокращать им ожидаемый период дожития на количество отработанных лет, что приведет к росту ежемесячной пенсии, а также увеличивать размер страховой части пенсии на 6% за каждый дополнительно отработанный год. При этом в формуле расчета размера трудовой пенсии должен присутствовать понижающий коэффициент в зависимости от того, насколько страховой стаж работника меньше максимального, требуемого для назначения полной пенсии (35 лет с возможностью увеличения этого стажа в будущем), и больше минимального (не менее 10 лет).

Антон Силуанов в своем письме премьеру подчеркнул, что если пенсионную систему не реформировать, то дефицит бюджета Пенсионного фонда будет увеличиваться, а это, в свою очередь, приведет к разбалансированности всей бюджетной системы страны. Впрочем, даже при реализации всех озвученных Минфином предложений «можно рассчитывать лишь на сокращение дотационности бюджета ПФР и достижение его сбалансированности только в долгосрочной перспективе».

Пока проблема дефицита бюджета ПФР остро не стоит, однако это может стать действительно актуальным в ближайшие несколько лет ввиду старения населения, отмечает старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Максим Зайцев. Предлагаемая программа стимулирует людей предпенсионного возраста продолжать работать, и это вполне разумный компромисс между повышением пенсионного возраста и сохранением прежнего пенсионного возраста. Однако это лишь решение проблемы на какой-то срок. В дальнейшем потребуется либо уменьшить темпы индексации пенсий, либо увеличить доходы пенсионов фонда за счет увеличения налогов. И как подобный закон будет работать – не совсем понятно, указывает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. Главная проблема в том, что не все захотят воспользоваться предложениями Минфина: гораздо проще работать за зарплаты в конверте и получать полную пенсию. Для сбалансирования бюджета прежде всего необходимо провести скрупулезный аудит фонда, всех его затрат, формирования поступлений. Система очень запутанная, в ней есть слабые места, которые необходимо устранить, расходы, которые можно сократить, и возможности, которыми надо пользоваться. Только после этого можно определить, как действовать дальше.

Потребность в изменениях пенсионного законодательства, безусловно, есть, уверен председатель совета Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин, поскольку в обеспечении пенсионных обязательств существует проблема. Но закон ее вряд ли в состоянии решить. Плюсов в нем нет практически никаких. Производительность труда в России и так крайне низкая. Мотивировать на ее увеличение даже среди молодого населения удается с трудом. Пожилого человека не удастся мотивировать и подавно.

Но самый главный минус проекта в том, что он не учитывает интересы населения, говорит эксперт, то есть он не является демократическим, а это недопустимо. К тому же проект просто не будет работать. Работодатели в РФ не смогут платить достойную заработную плату за низкую производительность труда, поскольку работник в возрасте от 60 лет не в состоянии работать на износ. Соответственно, у таких работников будет низкий уровень оплаты, с которой платятся взносы на обязательное пенсионное страхование. Низкие зарплаты – это все те же низкие доходы ПФР. «И если данный законопроект будет принят, это будет очень удивительно», – заключает Сергей Литвиненко, адвокат компании «Налоговик». Ранее президент высказался против повышения пенсионного возраста, тогда как проект закона как раз завуалированно возраст повышает. Эти изменения вряд ли будут приняты в Госдуме.

Вообще же большинство государств имеют огромные бреши в своих пенсионных фондах, говорит начальник аналитического отдела ИК «Трейд-портал» Алексей Рыбаков. Россия в данном случае не исключение, любые реформы, направленные на снижение дефицита бюджета, не будут успешными, так как структура экономики и распределения ресурсов не отражает дисбалансы, которые есть во взаимоотношениях экономики и пенсионных фондов. Чтобы дать стимул тем, кто будет трудиться после достижения пенсионного возраста, нужно либо урезать в другом месте, либо увеличивать дефицит.

В условиях мирового кризиса многие страны меняют свои пенсионные системы, и, увы, часто в худшую для граждан сторону, заключает экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. И что хочется увидеть в новой российской пенсионной системе – это долгосрочную ориентацию на граждан, находящихся в возрасте экономической активности. Может быть, реформа могла быть дать возможность гражданам, имеющим средний и выше среднего уровень доходов отчислять больше на накопительную часть пенсии, при этом государство будет выступать гарантом сохранности данного фонда. Также правительство может предложить гражданам со своей стороны не столько выплаты, сколько определенные социальные гарантии в виде медицинского обслуживания, рекреационных возможностей, а может, и трудовых гарантий для пенсионеров и т.п., и сосредоточиться на наименее защищенных слоях населения. Полноценное стимулирование социально ориентированных отраслей государством повышает приток средств, развитие и уровень обслуживания в данных сферах. То есть варианты есть, в том числе и позволяющие маневрировать между интересами населения и интересами страны.