200 миллионов

Александр Попов
26 декабря 2012, 10:49

Администрация Кемеровской области сообщила, что впервые в истории шахтеры Кузбасса добыли 200-миллионную тонну угля — с начала года. Этот новый исторический максимум (рекорд прошлого года — 195 млн тонн) был зафиксирован на торжественном мероприятии, прошедшем на разрезе «Черниговец» (входит в состав холдинга «СДС-Уголь»).

Фото: ako.ru
Шахтеры Кузбасса в 2012 году установили новый рекорд – добыли 200 млн тонн угля

Губернатор Аман Тулеев заявил, что 200 млн тонн — это столько же, сколько добывают крупные угледобывающие страны, например Германия. По его словам, Кемеровскую область по объемам добычи можно поставить на седьмое место в мире; в России же ее лидерство в отрасли общеизвестно — 65% добычи угля в целом и 75% добычи коксующегося угля, необходимого прежде всего металлургам. По экспорту энергетического угля, заявил Тулеев, его область занимает третье место после Австралии и Индонезии. «Нынешние 200 млн тонн угля даже при неблагоприятных условиях внешнего рынка — залог стабильности Кузбасса и фундамент его будущего. Ведь каждый новый миллион тонн — это строительство жилья, школ, больниц, детских садов», — подчеркнул губернатор. Напомнив, что в модернизацию угольных предприятий региона только в 2012 году было вложено 58 млрд рублей — или 70% всех инвестиций в отрасль (всего в основной капитал угольных компаний, по данным статистики, в уходящем году было инвестировано 83 млрд рублей).

Примечательно, что цены на коксующийся уголь на мировом рынке с начала года упали на 35–40%, из-за чего многие угольные предприятия, заявил Тулеев, «работают практически без прибыли, а отдельные — себе в убыток». Эта ситуация уже больно ударила и по региональному бюджету — по официальным данным, казна по итогам года недосчитается около 10 млрд рублей налога на прибыль. Еще недавно в областной администрации прогнозировали, что по итогам года будет добыто 195 млн тонн. Однако же рекорд все-таки был установлен. «Казалось бы, ситуация на мировом рынке угля сегодня сложнейшая; в этих условиях некоторые угольные компании снижают добычу. Конечно, можно последовать их примеру, но надо понимать, что если сейчас мы снизим объемы поставок угля на экспорт, то потеряем международные рынки», — объяснил это достижение Тулеев в своей торжественной речи. По его мнению, несмотря на все сложности, рынки нужно «держать», потому что уголь для Кузбасса и всей России остается одной из основных статей экспортной выручки (более 10 млрд долларов в год). К тому же, «когда цены на уголь начнут подниматься вверх, нас на эти рынки уже никто не пустит, и это при том, что наш уголь имеет уникальные качественные характеристики (низкозольный, низкосернистый, высококалорийный) и полностью соответствует мировым стандартам».

В статье в газете «Кузнецкий рабочий» высказана другая версия очередного угольного рекорда. Во-первых, издание слабо верит в то, что угольные компании, действующие в Кузбассе, пошли бы на рекорд, не имея твердых контрактов на поставку продукции. Во-вторых, «рухнувшие мировые цены на уголь» не так уж сильно и рухнули. «Они скорее нестабильны — и падают, и повышаются. Если взять за точку отсчета нижние значения, то да — впору запаниковать. В среднем же по уходящему году цены, уступая прошлогодним, тем не менее сопоставимы с уровнем 2010 года, когда они были не столько низки, сколько лишены спекулятивных накруток. В любом случае углепрому Кузбасса, беря в расчет положение на мировом рынке, приходилось переживать времена и похуже», — пишет издание. И с его оценкой трудно не согласиться.

Как и с тем, что основные проблемы угольной отрасли с ростом объемов добычи будут только обостряться. Прежде всего речь идет о вывозе угля по железной дороге. В текущем году объемы составят 193 млн тонн угля (на 6 млн тонн больше, чем в 2011 году), в сутки из региона уже уходит рекордное количество вагонов с углем — до 8,3 тыс. Чтобы уголь не скапливался на складах, в перспективе стоит задача выйти на 8,5 тыс. вагонов в сутки. В середине декабря на заседании Транспортного координационного совета, прошедшего в Кемерово, представители ЗСЖД сообщили, что в среднем каждые сутки со станций Кузбасского региона отправлялось 8192 вагона с углем. Абсолютный рекорд погрузки угля в целом по дороге был достигнут 18 ноября — 8733 вагона. Только в ноябре ЗСЖД отправило потребителям из Кузбасса рекордные 16,9 млн тонн угля, что на 7% больше аналогичного периода прошлого года. «Таких объемов погрузки удалось достичь благодаря принятым год назад и успешно реализованным решениям по оптимизации работы с порожними полувагонами, а также слаженной работе Центральной дирекции управления движением ОАО РЖД, западно-сибирских железнодорожников, грузоотправителей и собственников подвижного состава при активном содействии руководства Кемеровской области», — заявил тогда первый заместитель начальника ЗСЖД Виктор Голомолзин. Добавив, что для обеспечения вывоза угля в 2013 году в полном объеме необходимо выдержать высокий темп погрузки начиная с первых дней января (на этот месяц грузоотправителями уже заявлена погрузка угля в размере более 8 тыс. вагонов в сутки).

Тем не менее, какой бы слаженной ни была работа грузоотправителей и железнодорожников (проблемы с координацией действительно во многом предопределили кризис с вывозом угля, случившийся в начале 2012 года), инфраструктурные ограничения никуда не денутся: имеющиеся подъездные пути ЗСЖД не рассчитаны на вывоз объемов, необходимых для стабильной разгрузки угольных складов. Так что заторы, ставшие настоящим бичем кузбасских угольщиков, неизбежны и в будущем.

Тем более что кроме внутренних проблем экспорт угля тормозят и внешние — недостаток пропускной способности БАМа, а также ограниченные возможности портов Дальнего Востока. Хорошей новостью для Кузбасса стало открытие накануне железнодорожного перегона «Кузнецовский тоннель» в Хабаровском крае. Это узкое горлышко на БАМе сдерживало поставки угля на экспорт прежде всего через порты Ванино и Советская гавань. За 28 млрд рублей возможности тоннеля были расширены (вклад государства составил 17,2 млрд рублей). «Если мы сегодня можем провезти только около 19 млн тонн, то с вводом этого туннеля уже сможем везти 29 млн тонн, а по завершении всего проекта в 2016 году — 36 млн тонн», — заявил на запуске объекта президент РЖД Владимир Якунин. И тут же добавил ложку дегтя в эту бочка меда, отметив, что «даже этой стройки пока недостаточно»: «Мы сегодня уже имеем предложения и запросы со стороны бизнеса на перевозку грузов, превышающую 50 млн тонн. Для того чтобы обеспечить развязку узких мест, нам необходимо около 120 млрд рублей». Пока средства на свои инвестпрограммы РЖД берет из тарифов; учитывая географическое расположение Кузнецкого бассейна (по 3–4 тыс. км что на запад, что на восток), транспортная составляющая в цене угля и так занимает весомую долю, значит, рост стоимости перевозок весьма болезненно воспринимается угольщиками.

Еще один аспект, которому также уделяется мало внимания, — экологический. Несколько лет назад тот же Аман Тулеев признавал, что максимальные объемы добычи угля, которые можно обеспечить без ущерба для земельных и водных ресурсов Кузбасса, его атмосферы и здоровья населения, — это 180–190 млн тонн в год. Теперь добыто 200 млн тонн угля, и о техногенной нагрузке губернатор предусмотрительно в своих речах не упоминает.