Сегодня скандальный «закон Димы Яковлева» — ответ России на американский «акт Магнитского», среди прочего запрещающий американцам усыновление российских детей, единогласно одобрил Совет федерации. Теперь документ ляжет на стол президента. Эксперты полагают, что шанс, что глава государства наложит на закон вето, все еще сохраняется.
Накануне президентский Совет по правам человека (СПЧ) пришел к выводу, что «антимагнитский» закон противоречит Конституции России, международным договорам страны и имеет «дефекты законодательной техники». По мнению СПЧ, некоторые положения закона противоречат международным обязательствам России по Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, которая подписана Российской Федерацией в 2000 году. Введение ограничений на усыновление также существенно сокращает возможность реализации своих прав и законных интересов несовершеннолетними гражданами РФ, что «прямо противоречит статьям 20 и 21 Конвенции о правах ребенка». Более того, эксперты СПЧ отмечают, что, приняв закон, среди прочего прекращающий российско-американский международный договор о сотрудничестве в части усыновления, Госдума вышла за пределы своих полномочий, так как одобрила в трех чтениях документ, внесенный «ненадлежащим субъектом законодательной инициативы». Дело в том, что право на такую законодательную инициативу — при условии соблюдения федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» — есть лишь у президента России. В данном же случае инициатором выступил ряд депутатов Госдумы. В заключении, составленном СПЧ по итогам изучения закона, «недостатков» такого рода найдено на 15 страниц.
«Вступление закона в силу в имеющейся редакции не способно привести к достижению поставленных законодателем целей, но может повлечь негативные последствия как для отечественной правовой системы, так и в других сферах», — говорится в заключении, опубликованном на сайте СПЧ. Документ подписали 35 из 63 членов СПЧ, в их числе Елизавета Глинка, Павел Гусев, Тамара Морщакова, Леонид Парфенов, Павел Чиков и Игорь Юргенс.
Впрочем, в окружении главы государства с выводами его же совета не согласны. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на заключение СПЧ заявил, что принятие закона о запрете усыновления российских детей гражданами США не приведет к нарушению Россией международных обязательств. «Принимая подобное решение, Россия полностью реализует те права, которые у нее есть по международному праву», — подчеркнул он.
Сегодня документ покинул Совет федерации, чтобы лечь на стол президента, который теоретически еще может его заветировать и отправить на доработку. Впрочем, все сделанные ранее главой государства заявления в поддержку депутатской инициативы, сводят эти шансы практически к нулю.
Но опрошенные нашим изданием эксперты все же допускают (а в некоторых случаях даже надеются), что президент воспользуется своим правом наложить на документ вето и вернуть его на доработку в парламент. «Сейчас больше похоже, что Владимир Путин настроен подписать закон. Об этом говорят и данные соцопросов, согласно которым большинство россиян поддерживают "антимагнитский" документ. То есть решение президента в данном случае будет не волюнтаристским, а основанным на мнении большинства», — говорит руководитель Центра политической информации Алексей Мухин. И все же, добавляет политолог, шанс, что глава государства вернет документ парламентариям на доработку, сохраняется. «Потому что это крайне рискованный документ. Моя политическая интуиция подсказывает, что Владимир Владимирович еще не принял окончательное решение по этому вопросу, и он может приятно удивить противников закона в том виде, в котором он принят», — надеется эксперт.
На ветирование надеется и председатель президиума партии «Родина» Сергей Шишкарев, воспитавший троих сирот, о чем политик признается впервые. «Я имею моральное право критиковать этот закон: я взял в семью троих брошенных детей, дал им образование и обеспечил. Надо искать другие пути, чтобы ответить Америке, а не делать из детей разделяющий фактор для общества, — убежден Шишкарев. — Путин умный человек, он должен прислушаться к умным людям, а не к тем, кто сводит все к лжепатриотизму».
Член Общественной палаты, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что позиция парламента была «вполне консолидирована», но у главы государства остается функция арбитра. «С высокой степенью вероятности, закон будет подписан, но президент может воспользоваться этой функцией, исходя из возможных изменений позиций со стороны американской стороны», — рассуждает политолог. После одобрения «антимагнитского» закона верхней палатой российского парламента логично ждать каких-то предложений по корректировке всего внешнеполитического курса со стороны американской администрации, допускает Орлов. И именно от этого и будет зависеть, поставит ли Владимир Путин под документом свою подпись.
Согласно Конституции, глава государства в течение 14 дней после поступления ему закона имеет право наложить на него вето и отправить, таким образом, палатам парламента для повторного рассмотрения. Впрочем, у парламента также есть возможность не реагировать на мнение президента, приняв закон повторно без изменений. Если же за две недели президент так и не подпишет закон, но при этом и не ветирует его, то документ будет передан для официального опубликования.
Напомним, законопроект «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известный как «антимагнитский» закон, или «закон Димы Яковлева», внесли 10 декабря спикер Госдумы Сергей Нарышкин и лидеры всех думских фракций. Тогда депутаты предложили запрещать въезд в РФ и арестовывать активы американцев, нарушивших права россиян. В таком виде проект был одобрен Госдумой в первом чтении 14 декабря, а 17 декабря (к этому моменту под ним подписались 398 депутатов и 144 сенатора) комитет Госдумы по конституционному законодательству усилил его поправками: Минюсту было предложено предоставить право приостанавливать работу НКО, если они получают средства от граждан США и участвуют в политической деятельности, а россиянам, имеющим американское гражданство, запретить быть членами или руководителями НКО. Тогда же депутат от «Единой России» Екатерина Лахова внесла поправку о запрете на усыновление российских детей в США и закрытии в РФ организаций, занимающихся подбором детей. Со всеми этими добавлениями 21 декабря депутаты приняли «антимагнитский» закон в третьем чтении: в поддержку законопроекта выступили 420 депутатов, семеро проголосовали против, один воздержался.