Адекватный ответ

Вадим Пономарев
28 декабря 2012, 15:51
Фото: ИТАР - ТАСС
В России может быть восстановлено производство бронепоездов с ядерными ракетами на борту

Россия возвращается к производству боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Об этом РИА «Новости» сообщил неназванный высокопоставленный представитель российского военно-промышленного комплекса. «Сейчас уже ведутся опытно-конструкторские работы, которые могут быть завершены созданием опытных образцов до 2020 года. Соответственно, после этой даты эти ракетные комплексы могут поступать на вооружение Ракетных войск стратегического назначения», – сказал собеседник агентства.

К этой информации можно было бы отнестись скептически, если бы не три обстоятельства. Первое – о необходимости возрождения производства БЖРК неоднократно высказывались и российские военные, например, заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин (осень 2009 года). А в декабре прошлого года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев сказал журналистам о том, что работы по возможному созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов в России уже ведутся. Второе обстоятельство – у нашей страны появилась политическая и финансовая возможность воссоздать «оружие возмездия», которое она скоропалительно уничтожила в середине прошлого десятилетия, выполняя со своей стороны так и не ратифицированный договор СНВ-2 (впрочем, относительно того, до конца ли были уничтожены российские ядерные бронепоезда, единого мнения нет). Политическая возможность (точнее, политическая воля) – это использование БЖРК в качестве адекватного ответа на отказ американцев и европейцев дать России гарантии того, что создаваемая ими в Европе система противоракетной обороны не будет использована против нашей страны. «Именно к 2020 году ЕвроПРО за счет появления новых модификаций противоракет SM-3 получит возможность осуществлять перехват российских МБР. С учетом данного обстоятельства Москва вынуждена принимать адекватные меры противодействия», – подчеркивает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. «Большие надежды, возлагавшиеся на развитие российско-американских отношений после подписания Договора СНВ-3, не оправдались. Провозглашенное американским руководством стратегическое партнерство оказалось декларативным. Разработка нового договора о еще более глубоком сокращении наступательных вооружений крайне маловероятна. В этой связи важно воссоздание боевых железнодорожных ракетных комплексов. Это будет наряду с новой тяжелой жидкостной ракетой эффективным оружием сдерживания амбиций и агрессивных планов американских военных», – считает и действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, ветеран РВСН Юрий Зайцев.

Советско-российские «ядерные поезда» при всей их дороговизне и сложности в эксплуатации имели несомненное преимущество в скрытности и внезапности. Это не шахта, где ракету можно перехватить уже на «выходе» из нее, и не автомобильный передвижной пусковой комплекс, который может действовать лишь в радиусе 300-400 км от базы и «не заметить» из космоса передвижение которого при современном уровне развития следящей техники довольно проблематично. Это – обычный поезд из нескольких рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов, который в сутки мог по обычным железнодорожным путям переместиться на тысячу километров и произвести запуск первой ракеты с десятью боеголовками на дальность до 10 тыс. км через три минуты после поступления команды об этом (в составе РВСН было 12 полков-поездов, оснащенных 36 ракетами). И финансово, в отличие от ситуации десятилетней давности, Россия может себе позволить воссоздать такую технику. Не далее как сегодня вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что объем гособоронзаказа в нашей стране в 2014 году удвоится по сравнению с уходящим годом и составит более 2 трлн рублей.

Третье обстоятельство – это техническая возможность строить в нашей стране бронепоезда с ядерной начинкой. По сути, конструкторам сейчас нужно адаптировать старый проект БЖРК к новой ракете – очевидно, «Булаве» или «Ярсу» (производство базовой для этих поездов ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» осталось на Украине и было уничтожено), а военным железнодорожникам – восстановить наземную инфраструктуру в местах базирования БЖРК – под Костромой, Пермью и в Красноярском крае (по свидетельству очевидцев, в Костроме, например, она явно разрушена). Однако, судя по косвенной информации, российские «оборонщики» могут пойти дальше. Одна из основных проблем БЖРК – его ограниченная автономность, связанная с необходимостью пополнять запасы топлива (если он идет на тепловозной тяге) и малая единичная мощность силовой установки. Для того чтобы тащить «ядерный поезд» советского образца, требовалось три локомотива, что, естественно, его демаскировало. Поэтому еще в начале 80-х годов прошлого века в нашей стране специально для «ядерных поездов» был разработан конструктивный вариант атомовоза с реактором на быстрых нейтронах БОР-60 (тепловая мощность 60 МВт, электрическая мощность 10 МВт). Однако в производство эта машина не пошла. Но в феврале 2011 года вице-президент «Российских железных дорог» Валентин Гапанович сообщил журналистам, что до конца 2011 года РЖД и госкорпорация «Росатом» представят общественности макет нового поезда с атомной силовой установкой. Однако ни в прошлом, ни в нынешнем году об этом атомоходе больше нигде не говорилось, что может свидетельствовать о том, что работы в этом направлении идут, но по линии оборонной тематики.

За это время железнодорожники окончательно «обкатали» созданный еще в 2006 году на базе одного из газотурбинных двигателей Николая Кузнецова локомотив на сжиженном природном газе – газотурбовоз. В 2009 году в ходе испытаний опытный образец этой машины установил рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: провез по экспериментальному кольцу состав в 159 вагонов общим весом 15 тыс. тонн (!). И на одной заправке он может пройти почти 1000 км. В общем, почти идеальная машина для перемещения боевого железнодорожного ракетного комплекса (идеальная – это локомотив на атомной тяге). Пока, правда, публично известно только о гражданском применении газотурбовоза – до 2020 года группа «Синара – транспортные машины» должна построить для РЖД 40 таких машин, предназначенных для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.