Сезон подарков

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
7 декабря 2012, 13:23

Впереди Новый год, до которого осталось меньше месяца. Именно на этот период обычно приходится выплата сотрудникам большинства компаний различного рода премий, бонусов, процентов. В надежде на то, что часть этих денег пойдет на банковские вклады, большинство кредитных организаций – по традиции, из желания привлечь клиентов на фоне кризисных явлений в секторе, просто для наращивания клиентской базы – предлагают при открытии депозитов подарки.

Иллюстрация: Эксперт Online
К праздничным депозитам следует относиться настороженно, предупреждают эксперты

Вообще, это уже известная традиция – к праздникам придумывать акции и привлекательные тарифы. Действенным способом поощрения клиентов перед праздниками являются подарки при оформлении депозитов. Зачастую это бутылка шампанского, коробка конфет или, к примеру, плед. Впрочем, не только традиция – на удачных сезонных предложениях кредитные организации могут неплохо заработать. Эффект от таких действий намного выше, чем от обычных предложений, отмечают в кредитных организациях, – ведь такое стимулирование носит психологический характер. По оценкам, например, «Ведомостей», зимние вклады ввели уже 17 из 50 крупнейших розничных банков, а в банках третьего эшелона c начала декабря появляется три-пять зимних вкладов в день.

Действительно, увеличение ставок по вкладам, проведение различных акций и подарки вкладчикам в преддверии Нового года и Рождества – уже давно сложившаяся практика, говорит вице-президент банка «Интеркоммерц» Александр Турсков. Данное сезонное явление объясняется тем, что в декабре граждане приносят в банки до 30-35% общего годового портфеля банковских депозитов. Это и привлекает банки, заставляет их включаться в борьбу за этот «лакомый кусок пирога». В итоге в плюсе оказываются как кредитные организации, желающие увеличить показатели ликвидности, так и граждане, у которых появляется возможность разместить свои денежные средства по более выгодным тарифам, нежели они смогут это сделать в начале следующего года. Но, как считает начальник управления клиентского обслуживания Ланта-банка Олеся Лухтай, открытие разрекламированных сезонных вкладов с практикой одаривания клиентов или с повышенной процентной ставкой, предлагается еще и для того, чтобы клиенты в дальнейшем воспользовались и другими услугами банка. Для этого используются контактные данные клиента, направляются SMS-рассылки, электронные письма, доводятся более привлекательные или вновь разработанные услуги.

Однако зачастую грамотно предложенный подарок также может заинтересовать потенциальных клиентов, говорит Александр Турсков. Российским вкладчикам в силу их менталитета (вера в чудо) очень нравятся различные лотереи, особенно с ценными призами. Например, автомобилем. Что же касается того, что более выгодно банку, то здесь все зависит от банка. Но, как правило, подарки обходятся кредитной организации дешевле, нежели увеличение процентных ставок по вкладам. Как правило, банки дарят недорогие подарки, например кружки, ручки, календари. При этом практика привлечения вкладчиков с помощью предоставления им дополнительных бонусов и призов сегодня более чем распространена. Если говорить про стоимость таких подарков: бонусы и призы способны привести к удорожанию вклада в среднем не более чем на 1% годовых. Поэтому в ближайшем будущем маркетинговая политика банков (подарки и бонусы вкладчикам) не претерпит значительных изменений. Впрочем, клиенты идут в банк прежде всего для того, чтобы преумножить свой капитал, поэтому им, естественно, выгоднее повышение ставки, считает эксперт.

К регулярной практике предоставления подарков в основном прибегают банки, наращивающие объем вкладов выше средней динамики банковского сектора, указывает начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид банка Федор Тихонов. Оставшиеся банки организовывают такую мотивацию от случая к случаю. Отдача от мотивирования разных клиентских групп неоднородна. Наиболее действенной является мотивация клиентов пенсионного возраста по сравнению с клиентами, относящимися к среднему классу. Кроме того, все больше банков, в первую очередь крупных, начинают использовать маркетинговые технологии, которые позволяют спрогнозировать реакцию клиентов на планируемые мероприятия и в случае низкого эффекта отказаться от их проведения.

Для притока клиентов в банки в предпраздничные дни есть все основания. Тенденция к экономии сейчас повышается, так что, действительно, спрос на депозиты в предпраздничный период также может вырасти, полагает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Правда, по оценкам эксперта, вряд ли существенно: скорее всего, не более 3% от общего ежемесячного показателя. И здесь основную роль будут играть традиции: в России принято активно отмечать Новый год, кроме того, длинные выходные требуют повышенных расходов. Во-вторых, проблемой остается и стремление компаний к экономии: многие фирмы сейчас могут воздержаться от бонусных выплат или сократить их по сравнению с прошлым годом. Банки увеличивают ставки по депозитам, чтобы получить ликвидность по переходную дату, когда возможности работать на рынке РЕПО или межбанке не будет. Это нормальная практика финансовых структур.

Но подарок подарком, а учитывать, чем обусловлена «щедрость» банков, просто необходимо. Cтоит изучить основную деятельность банка, а также обратить внимание на его участие в программе страхования вкладов. Очень часто, предлагая «выгодные проценты», компании замалчивают другие важные условия договора с клиентом, ведь высокий процент по вкладу в большинстве случаев влечет за собой рост минимального взноса по депозиту и увеличение срока его действия. Кроме того, на «подарочные» вклады практически никогда не распространяется пролонгация, то есть после окончания вклада он не будет продлен. Поэтому, выбирая праздничный депозит, следует обязательно провести анализ новогодних предложений, сравнить ставки, сроки привлечения вклада и минимальный первоначальный взнос. И, безусловно, учесть надежность самого банка, чтобы впоследствии не потерять деньги. Конечно, подарочными депозитами нужно пользоваться, просто стоит четко понимать, что именно вкладчик приобретает вместе с таким подарком.