Главная тайна Boeing

Москва, 31.01.2013
Расследование инцидентов с Dreamliner показало, что производитель уже давно знал о многочисленных недостатках литиево-ионных батарей, но тщательно их скрывал. Между тем решить проблему возгорания аккумуляторов можно, изменив их конструкцию и изолировав друг от друга, что предотвратит пресловутый эффект «теплового домино». Именно так в свое время поступил с литиево-ионными батареями разработчик грузового космического корабля SpaceX Элон Макс.

Фото: Globallookpress

Вокруг корпорации Boeing разразился новый крупный скандал. Как выяснили журналисты The New York Times, руководство американского авиагиганта уже давно знало о проблемах с аккумуляторами на своих новых самолетах Boeing 787 Dreamliner, но информацию об этом тщательно скрывало. Оказывается японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA), эксплуатировавшая 17 «лайнеров мечты», с мая по декабрь прошлого года вынуждена была десять раз менять литиево-ионные батареи на своих самолетах. Это произошло еще до того, как на одном из них аккумулятор загорелся, а на другом – начал издавать неприятный запах, после чего вышел из строя. Напомним, что именно эти два случая привели к тому, что Федеральная авиационная администрация США (FAA) в середине января приняла решение прекратить все полеты Boeing 787 до выяснения причин возгорания и устранения неисправностей.

Как утверждают в ANA, авиакомпания вынуждена была заменить батареи из-за неудовлетворительных показателей их работы. Так, как минимум в половине случаев аккумуляторы показывали недопустимо низкий уровень заряда, что не позволяло выполнить полет. При этом руководство японской авиакомпании неоднократно сообщало о своих проблемах в Boeing, но производитель на них адекватно не реагировал. Более того, американцы рекомендовали ANA не предавать эти случаи огласке и не информировать о них свои власти и FAA, так как замены батарей якобы не угрожали безопасности полетов и не привели к отмене рейсов. Национальная комиссия по транспортной безопасности США (NTSB) уже заявила, что тот факт, что Boeing знала о проблеме, но пыталась ее скрыть, обязательно будет включен в материалы расследования инцидентов с Dreamliner. Сейчас всем очевидно, что это расследование зашло в тупик. Глава NTSB Дебора Херсман честно признала, что специалисты ее ведомства пока так и не смогли выяснить причину возгорания аккумуляторов. Установлено только, что в батареях были короткие замыкания и неконтролируемая химическая реакция, сопровождающаяся повышением температуры. «Но ответа на вопрос о том, что первично, а что вторично, нет. Точно так же не ясно, что именно могло привести к такому развитию событий», – сообщила глава NTSB.

Скандал с Boeing и отсутствие прогресса в расследовании просто не могли не вызвать реакцию со стороны политического руководства США. Президент Барак Обама уже официально объявил, что единственный республиканец в его администрации – министр транспорта США Рэй Лахуд – в самое ближайшее время покинет свой пост. Он уже подал заявление об отставке, но продолжает исполнять свои обязанности до тех пор, пока сенат не утвердит кандидатуру его преемника. Напомним, Лахуд – тот самый чиновник, который не без бравады уверял общественность, что «Dreamliner – абсолютно безопасный самолет и что он лично готов без разговоров подняться на его борт и отправиться в полет».

Между тем помочь Boeing в расследовании инцидентов с батареями вызвался глава Tesla Motors и разработчик нового грузового космического корабля SpaceX Элон Макс. По мнению Макса, все дело в конструкционных особенностях аккумуляторов, установленных на Dreamliner. Пакеты, в которые скомпонованы эти батареи, не обеспечивают достаточного расстояния между ними, что создает эффект «теплового домино» и рано или поздно должно привести к возгоранию. «Если в Boeing батареи находятся в восьми крупных ячейках, то у нас они сосредоточены в тысяче мелких ячеек. Более того, у нас они изолированы друг от друга, чтобы предотвратить распространение огня в случае возгорания одной из них, – говорит Элон Макс. – Причем мы в наших ракетах и космических аппаратах используем гораздо более мощные литиево-ионные аккумуляторы, они подвергаются большим нагрузкам, но при этом никогда не горели». Мнение об эффекте «теплового домино» помимо Макса не раз высказывал и профессор Массачусетского технологического института, специалист по электротехнике Дональд Сэдоуэй, но в FAA и NTSB к этим словам пока что не прислушались. Если выяснится, что дело все-таки в конструкционных недостатках батарей, то спасти программу Boeing 787 Dreamliner еще можно. Как подсчитал аналитик компании Jeffers & Co Говард Рубель, в этом случае прямые потери Boeing составят около 550 млн долларов, а вот если результаты расследования покажут, что Dreamliner потребуется полная модернизация, то Boeing вынужден будет списать порядка 5 млрд долларов убытка.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
    Реклама