Кино за доллар

Мария Исаева
1 февраля 2013, 16:15

Компания «Google», которой принадлежит видеохостинг «YouTube», давно хочет сделать его более привлекательным для рекламодателей и производителей контента. Так что «YouTube» выдвинул предложение создать определенные каналы, доступ к которым будет стоить для пользователей ежемесячно от одного до пяти долларов. «РР-Онлайн» разобрался, какие существуют способы монетизации сервисов и как это работает.

Иллюстрация: Эксперт Online
«YouTube» выдвинул предложение создать каналы, доступ к которым будет стоить от одного до пяти долларов

«Google» обсуждает этот вопрос уже несколько лет. «YouTube» давно вышел за пределы своей изначальной идеи хостинга для размещения домашнего видео пользователей.

Телеканалы и производители контента более заинтересованы в подписке, чем в стандартном формате рекламы. Если компании смогут создавать свои выделенные каналы, то будут получать доходы от просмотров. Деньги будут платить подписчики, которые ожидают появления новых серий от  производителей. К тому же платная подписка на некоторые каналы позволит «YouTube» конкурировать с кабельными сетями и такими сервисами, как «Netfix» и «Hulu».

Платформа уже обратилась к некоторым производителям видеоконтента с предложением создать выделенные каналы, пишет «The Financial Times».

Как хостинг чуть меньше половины выручки «YouTube» станет забирать себе, а остальное будет распределяться между производителями.

Также рассматривается возможность ввести плату за просмотр видео в прямом эфире и доступ к видеотекам, где можно будет посмотреть ранее вышедшие программы.

Система платной подписки может быть запущена уже во второй половине этого года, но в пресс-службе никакой точной информации не дают.

– Мы давно придерживаемся позиции, что разным типам контента подходят разные модели оплаты. Поскольку многие создатели контента для «YouTube» думают, что подписки помогут им стать еще более успешными на нашей платформе, мы рассматриваем возможность реализации этой модели, – сообщает пресс-служба «Google» в России.

Но, уточняют в пресс–службе, при введении подписок большинство контента на канале будет доступно бесплатно как всегда. 

Интернет-деятель Антон Носик полностью поддерживает эту инициативу.

– «YouTube» получает деньги за рекламу, но по отношению к людям, которые их сморят, они – хостинг. А размещают  видео пользователи такие, как вы и я. А правообладателям такое не нравится. Ведь люди размещают чужое видео, снятое за дорогие деньги. И производителям эта рекламная модель не очень интересна, – говорит Носик.

Основатель проекта «Like’n’Pay» Владимир Лебедев считает, что если авторам предоставляется возможность какой-то свой контент сделать платным, то это можно только приветствовать.

– Если производитель настолько уверен в том, что делает,  и предполагает, что люди, даже еще не посмотрев, будут готовы платить деньги, можно только приветствовать это, – говорит он.

– Лично я лучше заплачу, чем буду смотреть рекламу водки или сигарет, я за качественный контент. Если кто-то начнет снимать какой-то любительский сериал, выложит пилотную серию в свободный доступ, я ее посмотрю, и она мне понравится, то я буду готов платить пять долларов за каждую следующую серию.

Возникает вопрос: а не противоречит ли это самой идее интернета, где практически все можно найти в открытом доступе?

– Нет, совершенно не противоречит, – считает Носик. – Идея интернета не отменяет идею авторских прав ни в России, ни в Америке, ни где-либо еще. Есть модель, например, «Первого канала», там вы смотрите такое кино, другое кино и ничего за это не платите. А есть модель «НТВ+», и вы можете смотреть по «НТВ+» хоть тот же «Первый канал», тем не менее вы за это платите.

По его мнению, существование первой модели не отрицает возможность существования второй.

Существуют каналы, где за подписной контент нужно платить деньги, и существуют каналы, в которых контент бесплатный, а деньги собирают от продажи рекламы.

– Это модели совершенно невзаимоисключающие, непротиворечащие, просто разные модели. В одной есть плата, определяющаяся контентом. Потребитель выбирает, какой контент он смотрит, и в зависимости от этого платит разные деньги, – говорит Носик. – За спортивный пакет – одни деньги, за эротический пакет – вторые деньги, за премиальный пакет – третьи деньги. «Первому каналу» вы не платите ничего – вне зависимости от того, что вы смотрите.

Разница только в том, что по «НТВ+ Спорт» вы увидите одни трансляции, а по бесплатному «НТВ» – другие.  Меняется качество изображения, оперативность показа.

Сейчас существуют самые различные способы монетизации сервисов. Основной из них – по-прежнему реклама, когда базовая функциональность сервиса дается бесплатно, но за это вы вынуждены смотреть рекламу, которая имеет свойство начинаться в самый интересный момент.

Есть также способ, когда базовое меню доступно бесплатно, но если вы хотите какие-то дополнительные возможности, нужно платить. Например, хостинг хранения файлов «Dropbox» дает вам определенное количество пространства, но если вам нужно больше, за него придется доплатить.

Очень распространена система подписки, когда вы, например, подписываетесь на электронную версию любимого издания и получаете свежий выпуск сразу, как он появляется.

– Есть также добровольный способ монетизации, который придумал kickstarter.com, –рассказывает Лебедев. – Это добровольный сбор денег в пользу каких-то проектов. Например, кто-то решил сделать скейтборд с электрическим моторчиком, который будет способен проехать четыре километра без подзарядки. И вот они пишут: у нас есть такие-то чертежи, такие-то модели, чтобы начать производство, нам необходимо 500 тысяч долларов. И люди жертвуют, кто сколько может, кто 10 долларов, кто – 1000. И жертвователи получают определенные бонусы: кто значок, кто маечку,  а кто возможность первым купить этот скейтборд.

Совсем недавно появился еще один новый способ монетизации – «Like’n’Pay». Пока система работает в пилотном режиме.  Она призвана поддерживать интернет-журналистику.

– Мы сделали кнопку, которую можно поставить на любом сайте, любой страничке, под любой статьей, в любом интернет-журнале, – рассказывает основатель проекта Владимир Лебедев.

– Кнопка выглядит, как кнопка любой социальной сети, и устанавливается так же просто. Если читателю очень понравилась какая-то статья, у него появляется возможность не просто нажать «лайк», от которого ни горячо ни холодно ни автору, ни редакции, но нажать этот «лайк» и еще заплатить немного денег.

Причем количество денег определяет сам пользователь. Можно выбрать размер платежа 10, 50, 100, 500 или тысячу рублей.

– Мы не пытаемся сразу снять деньги, мы же не продаем какой-то физический товар, который нужно подготовить и привезти человеку. Мы осуществляем поддержку авторов, поэтому это добровольно, – говорит Лебедев.

 В итоге у пользователя в личном кабинете накапливается определенное количество статей, которые он поддержал, и определенная сумма, которую он пожертвовал. Затем эту сумму он может оплатить одной транзакцией, ему нужно всего один раз ввести номер своей кредитной карты или пойти в терминал оплаты. После деньги перераспределяются между участниками проекта и идут в редакцию и к авторам. Таким образом, у читателей появляется канал обратной связи и возможность материально поддерживать тех авторов или те материалы, которые им нравятся.

Проект запущен меньше недели назад и пока работает в экспериментальном режиме. 

 

Материал опубликован на сайте "Русского репортера"