Остановить тарифы

Москва, 27.02.2013

Фото: РИА Новости

Федеральная служба по тарифам сообщила, что все поручения президента по ограничению платы граждан за коммунальные услуги будут выполнены в срок. В понедельник Владимир Путин дал поручение по ограничению роста платежей граждан за коммунальные услуги. В рамках совещания по вопросам ЖКХ он потребовал снизить тарифы в этой сфере в тех регионах, где они серьезно и необоснованно выросли в последнее время. Президент поручил правительству в течение недели установить предельную планку роста тарифов по ЖКХ, отметив при этом, что в целом по стране рост не должен превышать 6% в год.

Основными причинами совокупного роста платежей граждан, озвученных президентом, являются не тарифные решения, а изменение нормативов потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за коммунальные услуги, а также ввод нормативов потребления на общедомовые нужды, уверены в ФСТ. Помимо этого, принятие решений на 2013 год осуществлялось регионами в условиях отсутствия законодательно установленных полномочий по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги (федеральный закон от 26.12.2005 №184-ФЗ утратил свою силу с 1 января 2012 года). При этом ФСТ России ранее предлагала сохранить действующий механизм по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги.

Как напомнили в ФСТ, размер платы за каждую коммунальную услугу складывается из тарифа для ресурсоснабжающей организации и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые устанавливаются субъектами РФ. Тариф при этом находится под строгим контролем со стороны государства, а темпы роста тарифов услуг естественных монополий определяются правительством.

С учетом того, что во всех регионах тарифы на 2013 год были утверждены еще в конце 2012 года, то после принятия решения о предельном изменении платы граждан за коммунальные услуги возможны либо пересмотр тарифов, либо изменение нормативов, либо изменение схемы начисления платежей, либо объема выделяемых субсидий, связанных с расходами граждан на оплату коммунальных услуг. Федеральная служба по тарифам в настоящее время готовит необходимую нормативную базу для реализации поручения президента, заключили в ведомстве.

Еще в декабре Министерство регионального развития определило, что «практика начислений оплаты ресурсов на общедомовые нужды непрозрачна, а потому дает возможность для злоупотреблений», и с этим сложно спорить, говорит экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Действительно, если разобраться в схеме платежей, то получается, что, во-первых, есть региональные и есть федеральные нормы по коммунальным услугам. Во-вторых, есть сложные схемы расчетов платежей – непосредственно индивидуальные коммунальные платежи и общедомовые.

К тому же регулярно наблюдается ситуация, когда одна и та же услуга, если она не поддается четкому расчету, включается в два платежа. Или же тарифы меняются с учетом одновременно и региональных, и федеральных требований. В результате по отдельным регионам рост тарифов за прошлый год превысил 100% к уровню 2011 года, хотя и 20-процентное повышение никак не укладывается в федеральную экономическую схему.

Так что, и правда, надо разбираться с прозрачностью схем платежей и расчетов, поскольку заложенный правительством рост в 6% вполне должен устроить коммунальщиков с экономической точки зрения.

Тарифная составляющая действительно не играет существенной роли в росте цен на ЖКХ, поскольку тарифы у нас жестко регулируются и едины в рамках отдельно взятого региона, говорит старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. Другое дело – нормативы потребления коммунальных услуг – они устанавливаются ресурсоснабжающими организациями отдельно для каждого дома в зависимости от количества проживающих, площади, среднемесячного потребления и т.д. И тут все зависит от расточительности самих жителей. Несмотря на то что граждане по всей стране масштабно устанавливают счетчики, чтобы платить по тарифам, остается и много тех, кто не привык экономить (ту же воду, например). Соответственно, им устанавливается высокий норматив, а сама квартплата растет. Это во-первых. Во-вторых, в некоторых регионах в плату за услуги ЖКХ стали включать инвестиционную составляющую. При нынешней обветшалости всей инфраструктуры это, безусловно, важно. Но перекладывать на плечи граждан обновление того, что зачастую было создано еще в советское время по старым технологиям, несправедливо. Наконец, в-третьих, значительная доля платы уходит на текущий ремонт. Контроль за выполнением данных работ тяжело установить, поэтому эти средства просто оседают у управляющих компаний.

ФСТ объясняет, что основными причинами роста платежей граждан не являются тарифные решения, и с этим, безусловно, стоит согласиться, указывает и аналитик «Инвесткафе» Лилия Бруева. Нужно четко разграничивать две плоскости: тарифообразование цен на ресурсы (энергия, тепло и вода) и собственно коммунальные платежи. Неуемный рост платежей связан с непрозрачностью установления нормативов и порядка начисления платы за ЖКУ. Эксперт полагает, что пересмотр тарифов сейчас не только не оправдан, но и приведет к полнейшей неразберихе. Пределы максимального прироста тарифов на электроэнергию и тепло на 2013 год установлены ФСТ еще в прошлом году (максимальная величина прироста тарифов на тепло в текущем году составит немногим выше 13%, по электроэнергии максимальный прирост будет в среднем по регионам равен 9,3%), после того как все компании, участники тарифной цепи, представили свои прогнозы по необходимой валовой выручке (НВВ) на текущий год. Так что повлиять на рост тарифов слова президента едва ли смогут.

Скорее всего, регуляторы предпримут попытку изменения схемы начисления платежей или объемов выделяемых субсидий, связанных с расходами граждан на оплату коммунальных услуг, в тех регионах, где было заявлено о серьезных перекосах. Однако все это краткосрочные меры. Долгосрочная задача, которая позволит снижать тарифы, – это ограничение необоснованного завышения собственной выручки местных (территориальных) снабжающих организаций. Для этих целей необходимо проводить постепенную консолидацию тепло- и электросетей, и этот процесс уже идет, но очень медленно. Рост тарифов ЖКХ с учетом колоссального износа территориальных мощностей, особенно сетевых, в тепло-, водо- и электроснабжении, неминуем, и в ближайшие годы его установить не удастся с учетом постепенного ухода от перекрестного субсидирования населения. Поэтому проблема роста тарифов ЖКХ во многом структурная, и иначе как пересмотром правил тарифообразования и распределения выручки внутри тарифных «котлов» ее не решить, но это вопрос нескольких лет.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Минфин обрек рубль на падение
      Увеличение объема закупок валюты министерством финансов положило начало полосе ослабления рубля
    3. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    Реклама