Народ против воров

Москва, 06.02.2013

Фото: picvario.com

Постсоветская система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) стала в России такой же традиционной бедой, как «дураки и дороги». В советское время среднестатистического россиянина система ЖКХ, конечно, тоже не особо радовала. Но она была, по крайней мере, дешевой, а дополнительные услуги сантехника (если свои руки до этого недорастали) стоили традиционные «поллитра». Сейчас 70% инженерных коммунальных систем России износились сверх всяких допустимых пределов, зато плата за услуги ЖКХ в целом по стране с 2001 по 2011 год выросла в 10 раз. И если в начале века рядовой москвич, например, тратил на ЖКХ (включая электроэнергию) 15% своего дохода, то сегодня — свыше четверти. Неудивительно, что в обществе последние годы растет глухое раздражение по поводу ЖКХ. «Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве не улучшается. Если год назад 47% граждан страны считали эту тему для себя важнейшей, то в этом году — уже 54%. И, уверяю вас, когда люди говорят о том, что эта тема для них является важнейшей, значит, они сталкиваются с проблемами. Согласно опросам, более трети жителей России сталкиваются как раз с проблемами в подаче холодной воды; для 40% многоквартирных домов характерно нарушение горячего водоснабжения; свыше четверти семей отмечают проблемы с подачей электроэнергии — и все это на фоне постоянно растущих платежей за услуги ЖКХ», — подчеркнул вчера «национальный» статус этой проблемы президент страны Владимир Путин. «Мы бубним, бубним все по поводу повышения качества, а мало что меняется», — добавил он.

В качестве мер по исправлению этого положения федеральная власть на этот раз предлагает: а) считать обновление жилищно-коммунального комплекса одним из основных критериев успешности работы управленцев регионального и муниципального уровней (с обязательными оргвыводами, разумеется); б) активнее привлекать инвестиции в этот сектор для запуска ритмичного цикла ремонта и ввода в строй новых теплотрасс и водоканалов, энергетических сетей и котельных, для внедрения современных технологий, предоставления коммунальных услуг; в) поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, будут контролировать работу управляющих компаний, а также следить за коммунальными тарифами в регионах Российской Федерации; г) совершенствование механизма расчетов платежей за услуги ЖКХ; д) усиление государственного контроля в сфере управления многоквартирными домами.

«Реформирование этой сферы началось около 10 лет назад. Дело двигается чрезвычайно медленно, неэффективно. До сих пор сохраняются проблемы и лазейки в законодательстве, которые создают благоприятную почву для разного рода злоупотреблений. Нет реальной конкуренции между управляющими компаниями, организуются фиктивные ТСЖ и т. д. Растет число так называемых рейдерских захватов домов, когда управляющие компании ведут войну между собой за право собирать деньги с народа: не услуги предоставлять качественные, а деньги собирать с людей», — негодовал президент России по поводу ситуации с управлением многоквартирными домами в нашей стране. Естественно, этим перечнем мер дело не ограничивается, и федеральная власть, очевидно, сейчас разрабатывает подробный план дальнейшего реформирования отрасли с ежегодным оборотом более 4 трлн рублей.

Парадокс в том, что модернизация отечественного ЖКХ не требует огромного количества денег или каких-то немыслимых технологий. Оно требует наведения элементарного порядка в принципах функционирования этой отрасли и жесткой системы, исключающей возможность воровства бюджетных денег и средств, поступающих на оплату услуг ЖКХ, жуликоватыми бизнесменами и чиновниками. Возьмем такую сферу, как организация централизованного теплоснабжения в городах. По мнению скандинавской группы Danfoss A/S, российская коммунальная отрасль имеет крайне низкую энергоэффективность — потери тепла здесь составляют подчас более двух третей от общего уровня потребления, что в десять раз превосходит среднеевропейские показатели. Что делает при этом подавляющее большинство российских «коммунальщиков»? Правильно! Из года в год «выбивает» из региональных и муниципальных бюджетов немалые средства на ремонт теплотрасс, теплопунктов и т.д., часть которых при этом безвозвратно пропадает. При этом стоимость подключения новых потребителей к централизованному отоплению становится такова, что застройщику проще поставить на крыше многоэтажного здания крышную котельную, чем отдать деньги за подключение к тепловой трубе. А что делает финский энергетический концерн Fortum в Челябинске и Тюмени? Ищет «резервы эффективности». Для Челябинска — это «закольцовка» всех источников тепла, которая сразу на 30% повышает эффективность теплоснабжения города, применение в пенополиуретановой и пенополиминеральной изоляции трубопроводов и оснащение домов потребителей индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП, кстати, в российских условиях очень хорошо показали себя и в Иркутске, и в Подмосковье). Для Тюмени — рост пропускной способности теплотрасс, что позволит этому городу почти на 30% увеличить объем присоединяемой тепловой нагрузки по сравнению с имеющимися ныне возможностями без необходимости строить новые ТЭЦ.

Еще один бич российского ЖКХ — централизованное водоснабжение. Пример — Томск, власти которого передали «Томскводоканал» на 30 лет в аренду французской компании Veolia. Да, там не все так просто, как на бумаге, но за прошедший год французы сократили уровень потерь воды на томских сетях на 2,8%, уменьшили их потребление электроэнергии на 7%, а также снизили аварийность на сетях водоснабжения на 2%, на канализационных сетях — на 7%. И сейчас уже российский гидроэнергетический холдинг «Русгидро» выступил с предложением консолидировать под своей эгидой управление российской отраслью водоснабжения и водоотведения, которая сейчас в большинстве своем контролируется муниципалитетами. «Мы приветствуем стремление "Русгидро" заниматься водоканалами, если есть свободные деньги, есть энергия и понимание, но на конкурентном рынке», — подчеркнул по этому поводу точку зрения правительства вице-премьер Дмитрий Козак. Более того, тоже «Русгидро» в Чувашии уже реализует пилотный проект по управлению частью жилого многоквартирного фонда города Новочебоксарска.

Дальнейшее развитие этой наметившейся тенденции — приход в ЖКХ с благословения федерального правительства крупных профильных компаний национального и международного масштаба — неизбежно вызовет сопротивление в регионах. Я далек от мысли огульно охаивать всех региональных и муниципальных чиновников, имеющих отношение к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Среди них есть много величайших профессионалов своего дела, искренне радеющих за свои города и их жителей, и при этом живущих на официальную зарплату. Однако, хотим мы этого признавать или нет, во многих местах постсоветского ЖКХ, особенно после принятия решения федерального центра о том, что управление многоквартирными домами в России будут осуществлять управляющие компании (УК), образовалась мощная «смычка» чиновников и бизнесменов, выкачивающих деньги из жилищно-коммунального хозяйства. Ведь для того чтобы «качать деньги» из управляющих компаний, например, много ума не надо — учредить «контору» с двумя столами и телефоном, получить в муниципалитете под эту УК жилой фонд, собрать с его жителей деньги за услуги ЖКХ, а потом — обанкротить. И на следующий день — учредить новую «контору» с другим названием. И таким нехитрым образом по состоянию на начало 2011 года из карманов потребителей было выкачено, по некоторым данным, более 200 млрд рублей. Причем именно из потребителей, поскольку поставщики услуг ЖКХ в такой ситуации, естественно, вправе поставить вопрос перед муниципалитетом о том, чтобы им эти долги обанкроченных или «пропавших» (бывает и такое) УК вернули через повышение тарифов. Впрочем, преднамеренное банкротство управляющих компаний — это лишь верхушка схем увода денег в жилищно-коммунальном хозяйстве, которые существуют сегодня в России. Поэтому люди, причастные к созданию и эксплуатации таких схем, конечно, будут всеми силами защищать свои «кормушки».  

В принципе даже нынешнее российское законодательство при наличии политической воли позволяет свести воровство во всех сферах ЖКХ к минимуму. Но с 1 января будущего года, по словам Дмитрия Козака, появится новый закон, который будет устанавливать требования к качеству предоставления жилищно-коммунальных услуг. «Должно быть государственное регулирование на том же уровне примерно, как мы регулируем банковскую деятельность. Только при таких условиях можно обеспечить надлежащий контроль за теми недобросовестными компаниями, которые повышают тарифы, не оказывают необходимые услуги по управлению многоквартирными домами», — передало слова вице-премьера РИА «Новости». Вопрос в том, что никто пока не может дать гарантии, что этот закон, как и многие другие хорошие законы, не останется только на бумаге. 

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама