«Король и ужин» со свастикой

Москва, 22.03.2013
На карикатуре, опубликованной шведскими изданиями, королева Швеции оттирает с пола свастику. Ее Величество назвала сатиру «оскорбительной, ранящей и злобной». Журналисты заявили, что скомпрометировавшие себя высокопоставленные лица обязаны терпеть разоблачения. Но королева Сильвия с этим не согласилась. Такого громкого скандала королевский дом Швеции еще не знал.

Фото: Sveds Signe Söderlund

Конфликт между шведскими СМИ и королевским двором начался еще минувшей осенью, когда ведущие издания – журнал Tiden, газеты Aftonbladet, Expressen и Sydsvenskan – опубликовали сатирический фотомонтаж Элизабет Ольсон Валлин. Карикатура называется «Король и ужин – об этом надо рассказать». На переднем плане сатирической фотографии – стол, на котором лежит обнаженная солистка популярной шведской группы Army of Lovers Камилла Хенемарк, прикрытая огромной пиццей вместо одеяла. Вокруг стола расположились король Карл XVI Густав и его приятели, каждый из которых является известной персоной в Швеции. Справа изображена королева Сильвия, которая стоит на коленях и оттирает с пола свастику.

Ее Величество назвала фотомонтаж «оскорбительным, ранящим и злобным». Королевский маршал Сванте Линдквист заявил на дворцовом сайте: «Никто не должен терпеть оскорбления. Это касается и королевской четы». Маршал также подчеркнул, что «Сильвия является супругой главы государства и поэтому представляет нацию во всем мире».

Публикацию фотомонтажа стал активно защищать шеф-редактор журнала Tiden Даниэль Сухонен: «Элизабет Ольсон Валлин создала произведение искусства, которое мы выбрали для публикации. Это сатирическая картина, очень острая, которая "танцует" на грани. Таковы задачи сатиры. Поскольку король является главой государства, он должен уметь выносить подобные "удары". Если король по этому поводу очень расстроен, то я ему сочувствую. Но журнал не обязан радовать короля, это не входит в задачи Tiden».

Компромат на короля

Самое интересное, что шведский король предпочел в этой истории отмолчаться. И на то есть причины. Свою роль сыграла биографическая книга «Карл ХVI Густав – монарх поневоле» (Karl ХVI Gustav – Den motvillige monarken). Книга была выпущена в ноябре 2010 года. Один из авторов журналист Томас Шёберг написал: «Перед нами стояла цель – раскрыть неизвестные стороны жизни короля, которые раньше не были описаны и о которых мы не знали. Во второй части издания рассказывается о неофициальной жизни монарха. Кто его ближайшие друзья, как относиться к тем, кто крутится вокруг него, и насколько окружение влияет на будущее королевского дома?»

Некоторые критики разнесли книгу в пух и прах из-за того, что не увидели самого главного – личности монарха. Тем не менее издание произвело сильный эффект. Жители королевства узнали об адюльтерах короля и связи с певицей Камиллой Хенемарк. Многие посчитали «похождения монарха» недопустимыми. Король участвовал в пирушках типа той, что изображена на фотографии художницы Элизабет Ольсон Валлин, и посещал стриптиз-бары, где его снимали скрытой видеокамерой представители организованной преступности. В любой момент монарх мог стать жертвой шантажа. Этим бы он нанес непоправимый урон престижу государства.

Однако дело еще и в другом. Поначалу брак короля с Сильвией казался многим сказочной историей. Со своей избранницей Карл XVI Густав познакомился в 1972 году во время Олимпийских игр в Мюнхене, на которых Сильвия работала гидом-переводчиком. Будучи в то время еще только наследником шведского престола, молодой кронпринц влюбился с первого взгляда в немецкую красавицу. Шведам Сильвия тоже пришлась по душе. В 1976 году состоялась свадебная церемония. Но постепенно «сказка» начала тускнеть. Скорее всего, часть общества стала разочаровываться в монархе.

Исследования института мониторинга общественного мнения SIFO, проведенные в этом году по заданию газеты Aftonbladet, показывают, что 60% шведов желают видеть на престоле кронпринцессу Викторию. В мае прошлого года за принцессу высказались 56% участников подобного опроса. Но тогда к этим статистическим данным эксперты отнеслись скептически. За сохранение монархии высказываются 70% граждан Швеции.

Кстати, в этом году будет отмечаться 40-летие восхождения на престол Карла XVI Густава.

Компромат на королеву

Пока король отмалчивался, королева Сильвия дала понять, что она терпеть оскорбления не будет. Хотя на королеву тоже имеется серьезный компромат. В монарших семьях очень пристально следят за родословной царственных особ. Родословная же королевы Швеции, увы, подкачала. В 2010 году шведское телевидение показало документальный фильм «Холодные факты» (Kalla Fakta). Фильм смотрела вся страна. Выяснилось, что Сильвия пыталась скрыть нацистское прошлое своего отца Вальтера Соммерлата – члена гитлеровской партии с 1934 года. Это стало шоком не только для жителей королевства, но и для самой королевы.

После показа фильма Сильвия с помощью опытнейшего архивариуса, адвоката и других специалистов начала работу с архивами Германии и Бразилии. В 2011 году газета Goteborgs-Posten взяла эксклюзивное интервью у Ее Величества.

Но не всех устроило то, что сообщила королева. Сильвия, по мнению многих журналистов, представила историю семьи так, будто Вальтер Соммерлат, вынужденный в 1937 году покинуть Бразилию из-за своих нацистских идеалов и переехать с семьей в Германию, «совершил альтруистический поступок», когда приобрел в Берлине фабрику у некоего Ефима Векслера, еврея по национальности. «Предприимчивость Вальтера Соммерлата дала возможность Ефиму Векслеру вовремя покинуть нацистскую Германию и спастись», – написано в Goteborgs-Posten. Сильвия утверждает, что отец обменял фабрику на свою кофейную плантацию и три земельных участка в Бразилии. Правда, полгода спустя после переезда в Бразилию Векслер вернул плантацию родственникам Вальтера Соммерлата. Земельные участки остались в собственности Векслера.

Королева пыталась связаться с его семьей. К сожалению, сам Векслер и его единственная дочь, у которой не было детей, давно уже умерли. Нашлись только дальние родственники в Израиле. Ефим Векслер родился в Кишиневе, бежал в Германию из-за еврейских погромов в начале ХХ века. Сведений о том, как он познакомился с Вальтером Соммерлатом, так и не нашлось. В фильме «Холодные факты» утверждается, что отец королевы купил фабрику за гроши в тот момент, когда в Германии начались страшные гонения на лиц еврейской национальности. Более того, Ефим Векслер вынужден был взять в долг деньги, чтобы заплатить большие налоги.

Фабрика Вальтера Соммерлата стала производить продукцию для военных нужд фашистской армии: запчасти для танков, прицелы, противогазы.

В интервью Сильвия сказала, что не нашла в архивах Германии и Бразилии фактов, подтверждающих активную партийную деятельность отца. Однако в фильме «Холодные факты» показаны проходившие в Бразилии спортивные нацистские парады, очень похожие своей помпезностью на те, что устраивались в Германии, с огромной свастикой на трибуне. По данным газеты Svenska Dagbladet, в то время в Бразилии проживало 80 000 немцев. И только 2900 были членами национал-социалистической немецкой рабочей партии. Правда, многие симпатизировали фюреру. Поэтому с трудом верится, что Вальтер Соммерлат не принимал участия в этих мероприятиях.

Многие шведы решили, что королева пытается исказить историю своей семьи. И вопрос не в том, в ответе или нет, как говорится, сын за отца. Просто шведы привыкли к ясным и честным ответам со стороны власти. Поэтому Сильвия продолжила попытки выяснить все о своем отце, умершем в 1990 году.

19 декабря минувшего года двор разместил на своем сайте фильм «Забытые документы» (Den glomda dokumenten). Фильм чрезвычайно интересен. В нем собраны уникальные свидетельства исторической эпохи.

Королева сообщила в интервью Aftonbladet, что теперь она может вздохнуть с облегчением. Архивы изучены. Фильм рассказывает о судьбах ее отца и Ефима Векслера. «Многие могут спросить, почему я раньше не рассказала правду об отце. Однако работа с архивами требует огромного времени, труда и опыта, – подчеркнула королева. – Мои родители никогда не рассказывали о том, что произошло на самом деле. И мы, дети, никогда не спрашивали их об этом. Сейчас бы я задала им много вопросов. Я не знала, что отец был членом нацистской партии. Мне ничего не было известно и о сделке с Ефимом Векслером».

Королева беззащитна

Но вернемся к сатирической картине. Сильвия не пожелала отождествлять себя с фашистскими атрибутами. Она решила бороться за свое доброе имя. В декабре королевский двор обратился с протестом против сатиры «Король и ужин» к омбудсмену по делам прессы Уле Сигвардссону. Однако пресс-омбудсмен закрыл дело, посчитав аргументы двора неубедительными. Но в заключении Ула Сигвардссон написал: «Королева – высокопоставленное лицо. Поэтому все оценки ее деятельности и комментарии в ее адрес должны тщательно взвешиваться. В данном случае они носят слишком негативный характер».

После того как пресс-омбудсмен отказался рассматривать вопрос, двор принял в конце февраля решение обратиться в Совет по делам прессы. Это серьезный институт шведской журналистики, созданный в 1916 году.

В новом заявлении королевского двора говорится следующее: «Все публикации содержат весьма серьезные обвинения против королевы. Фотомонтаж можно рассматривать как утверждение, будто Ее Величество пытается смести следы нацизма под ковер с целью скрыть холокост и другие преступления фашизма. Такие обвинения не имеют под собой никаких оснований. Ее Величество никогда не испытывала симпатий к нацизму».

Шеф-редактор газеты Expressen Тумас Маттссон подчеркивает, что это беспрецедентный случай, когда двор обвиняет сразу четыре издания и направляет жалобу в Совет по делам прессы после того, как пресс-омбудсмен отклонил иск. «Но я разделяю позицию Улы Сигвардссона, что у королевы особая роль в государстве. Неразумно оставлять ее критику в адрес масс-медиа без внимания. Считаю также, что спорное произведение искусства должно стать предметом широкой дискуссии», – пишет Тумас Маттссон.

Элизабет Ольсон Валлин еще осенью заявила в СМИ, что не является антимонархисткой. Однако, по ее мнению, связи шведской королевской семьи с нацистским режимом слишком глубоки: об этом свидетельствует и небезызвестная переписка короля Густава V с Гитлером. Когда начались нападки на художницу со стороны королевского дома, она сказала: «Посмотрим, насколько свободно искусство в Швеции».

Королева Сильвия не решилась принимать участие в дебатах, предложенных газетой Expressen. Двор на своем сайте сообщил, что Сильвии как особе, наделенной монаршей властью, трудно защищаться от неправомерных обвинений со стороны масс-медиа. И хотя сайт посетили 100 000 пользователей, которых интересовали в основном подробности о семье королевы и фильм «Забытые документы», двор хранил молчание. По мнению некоторых журналистов, если бы королева откликнулась и начала честный разговор, то «негативная аура» вокруг королевского дома сразу бы рассеялась.

«Прости, Сильвия!»

Развязка оказалась неожиданной и драматичной. Элизабет Ольсон Валлин записала видеоролик, который был размещен на сайтах всех четырех изданий, опубликовавших провокационный фотомонтаж. Художница прямо из своей студии принесла извинения королеве, хотя осенью заявляла, что извиняться не намерена. Взволнованный голос и искренние интонации раскрыли перед публикой человека необычайно впечатлительного и остро переживающего данную ситуацию. «Я не отрекаюсь от своей работы – я не дрессированный пудель. Меня часто называют провокатором и воспринимают как человека, который желает кого-то оскорбить. Но я не знала, что причиню такую сильную боль королеве. Я лично приношу свои извинения Сильвии, которая очень страдает из-за всей этой истории». Фотограф также извинилась перед актрисой Камиллой Хенемарк, у которой не заручилась согласием на использование ее образа.

По мнению газеты Dagens Nyheter, «Король и ужин» – первая работа Элизабет Ольсон Валлин, которая поставила ее в столь затруднительное положение. Даже картина, где она представила Иисуса как гомосексуалиста, не наделала столько шума. Для Элизабет Ольсон Валлин подобные провокационные работы – не исключение, а правило.

На пресс-конференции Элизабет высказала несколько критических замечаний в адрес королевской четы: «Я рассчитываю на то, что король и королева будут окружены профессионалами в вопросах культуры и больше узнают об истинной роли искусства в обществе».

Фотограф призналась, что жалоба королевского двора пресс-омбудсмену произвела на нее угнетающее впечатление. Остался неприятный осадок. Тревожат «окрики цензуры». Творчество художницы и раньше уже подвергалось цензуре. Портрет короля Густава V, изображенного с гитлеровскими усиками, был удален с выставки «Форум живой истории» по инициативе организаторов проекта.

Элизабет рассказала, что идея создать фотомонтаж о королевской семье появилась после выхода в свет книги «Монарх поневоле» и фильма «Холодные факты». Картина является частью выставки, для которой художница создала целую галерею портретов официальных лиц. И все они представлены в довольно провокационных ситуациях. Например, премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт изображен в подгузниках. По мнению Элизабет, скандальная картина, которая поначалу называлась «Фуршет с пиццей», является ключевой работой – она объединила события при дворце, о которых откровенно рассказано и в книге, и в фильме.

«Я никого не хотела ранить. Я хотела разбудить шведскую сатиру, которая глубоко спит», – подчеркнула Элизабет Ольсен Валлин.

Корреспондент информационного агентства ТТ поинтересовался, стоило ли художнице извиняться, если со стороны королевского дома не было покаяния? Элизабет ответила: «Я сожалею, что не извинилась раньше. Это надо было сделать сразу же после того, как двор пришел в негодование. Я очень хорошо понимаю чувства королевы».

«Король и ужин» производит сильное впечатление. Центральным образом, конечно же, является свастика на паркете, над которой склонилась королева. И глядя на картину, действительно можно сделать вывод, что шведская монархия пытается «спрятать под ковром холокост и другие преступления фашизма». Однако Сильвия проявила твердость и дала понять всему миру, что отрекается от чудовищных преступлений гитлеровского режима и не боится рассказывать правду о своем отце, какой бы она ни была. Поступок художницы тоже заслуживает уважения. Слова «Прости, Сильвия!» дорогого стоят. Искусство не обязано извиняться перед властью. Но свастика коварна. С ней шутки плохи.

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама