Стоп-кран

Москва, 15.04.2013

Иллюстрация: Эксперт Online

Между Россией и Таджикистаном назревает очередной скандал. Виной всему желание российских властей снизить объем ввоза героина из Таджикистана в Россию. На сегодняшний день объемы ввозимых наркотиков достигли таких размеров, что россияне потребляют почти 20% мирового производства героина — а таджикские власти, по мнению политологов, смотрят на ситуацию сквозь пальцы.

В результате на днях российские официальные лица озвучили аж несколько методов борьбы с таджикским наркотрафиком, каждый из которых грозит Таджикистану и его гражданам серьезными убытками. Так, глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов считает, что таджикам надо быстрее запретить въезжать в Россию по национальным внутренним паспортам и обязать использовать загранпаспорт. В послании Федеральному собранию Владимир Путин обещал реализовать эту идею к 2015 году, однако чиновники говорят, что запрет может быть введен уже в этом году. Пограничники жалуются, что используемые таджиками национальные паспорта старого образца не регистрируются современными системами автоматического контроля. Виктор Иванов считает, что если таджики будут использовать загранпаспорт, то это в 30 раз снизит контрабанду наркотиков из Таджикистана.

Впрочем, есть и более радикальные предложения. Ряд политологов предлагают ввести визовый режим с республиками Средней Азии. А заместитель главы пограничной службы ФСБ Владимир Молчанов вообще предложил временно закрыть железнодорожное сообщение между Таджикистаном и Россией. Причина вполне проста: силовики называют поезда Душанбе—Москва одним из основных каналов ввоза героина в Россию. Идею «санкций» против Таджикистана и его поездов поддержал Роспотребнадзор — и, по традиции, предоставил необходимые юридические обоснования. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко проинспектировал один из прибывших в Россию таджикских поездов и отметил его крайне неудовлетворительное санитарное состояние. «Люди приезжают в нашу страну в поездах, которые не предназначены для перевозки человека… Таджикская сторона не в состоянии обеспечить соблюдения даже минимальных требований к перевозке пассажиров», — заявил он. По словам Геннадия Онищенко, нужно разрешить Роспотребнадзору «контролировать поезда как на границе, так и в пути следования по территории РФ. Это очень серьезная проблема. Нужно заставить исполнять требования с точки зрения населенности вагонов, перегруза, экипировки, все требования законодательства, которые существуют». Он также предложил таджикским властям полностью поменять подвижной состав поездов, курсирующих по маршруту Душанбе—Москва. «Они в таком состоянии, что не подлежат никакому ремонту. А если ремонтировать, то в итоге этот ремонт выйдет дороже, чем покупка нового». И под конец пригрозил, что если Душанбе не примет указанные меры, то «в пределах своих полномочий и компетенции мы будем запрещать эксплуатацию подвижного состава на территории РФ. Это означает прекращение движения».

Слухи об ужесточении процедуры въезда в Россию вызвали крайне негативную реакцию представителей таджикской диаспоры. «Люди были готовы терпеть любые лишения, но все-таки приезжать сюда работать. Впереди сельскохозяйственный сезон, их руки будут нужны. Поезд — это главная и наиболее щадящая по ценам возможность уехать в Россию», — говорит таджикская правозащитница Гавхар Джураева. По ее словам, даже заявления о возможности отмены поезда или необходимости иметь загранпаспорта для въезда в Россию уже усложнили жизнь потенциальным визитерам. «Сейчас звонят люди, которые испытывают трудности при покупке билетов даже на самолет: им сказали, что билеты не дадут без загранпаспорта... Как только сверху идет какая-то инициатива, внизу начинается самодеятельность. Только кто-то что-то сказал, сразу начинается внизу движение, которое правовым не назовешь».

Официальные представители Таджикистана не стали отрицать антисанитарию в поездах, однако указали, что раньше россияне не жаловались. «Возможно, есть определенные недостатки в работе Таджикской железной дороги. Но удивляет время появления реакции российской стороны, озабоченной состоянием таджикских поездов, — заявил таджикский визави Онищенко Ахзам Мирзоев. — Все эти поезда десятки лет при тех же санитарных условиях много лет ездили в Россию, но раньше об этом никто не говорил, все молчали». Таджики уверены, что Москва начала нынешнюю эпопею с поездом и загранпаспортами не ради борьбы с наркотиками, а с целью давления на излишне самостоятельного таджикского президента. «Это заранее запланированный механизм. Сегодня-завтра начнется предвыборная кампания в Таджикистане. Дружили они с Рахмоном 20 лет, сейчас они друг друга не устраивают. Страдать от этого будут простые люди, которые ждали, когда снег растает, чтобы на два-три месяца приехать в Россию и затем на эти деньги кормить семью год», — говорит председатель Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов. С последним утверждением, конечно, не поспоришь. Но, с другой стороны, правы и российские власти — россияне не должны страдать от того, что таджики не в состоянии обуздать своих наркоторговцев и заставить своего президента вести себя с Кремлем и российскими инвесторами как минимум цивилизованно. 

У партнеров




    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина

    Столица офсетных контрактов

    Новый инструмент промышленной политики — офсетные контракты — помогает Москве снизить расходы на госзакупки и локализовать стратегически важное производство
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вопрос с поставками газа становится в Европе все острее
      Трубопровод Eugal, который продолжит «Северный поток — 2» по Европе, скорее всего будет введен в строй до окончания строительства самого «потока»
    2. Saudi Aramco оценили в 1,7 триллиона долларов
      IPO аравийской нефтяной компании Aramco выходит на финишную прямую.
    3. Саудиты решили не жадничать
      Но инвесторы в Saudi Aramco все равно рискуют
    Реклама