Дорогая цена успеха

Екатерина Шохина
18 апреля 2013, 14:03
Фото: ИТАР - ТАСС
В одном уверены все – «Вконтакте» Павлу Дурову придется покинуть.

«Мы не хотим сильно расти, не хотим привлекать инвестиции, не хотим вообще быть заметными». Эти слова, сказанные в минувший понедельник топ-менеджером одной весьма успешной, но небольшой IT-компании, сильно удивили меня и заставили вспомнить другое аналогичное суждение, озвученное в марте этого года на заседании диспут-клуба АНЦЭА «Правоохранительная система и бизнес в России: прямые и косвенные издержки». Тогда научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Элла Панеях также заявила, что «предприниматели в последнее время все чаще сознательно отказываются от роста и успеха», чтобы избежать репрессий и не стать «добычей» других «успешных» – бизнесменов или представителей правоохранительных органов.

История с Павлом Дуровым – яркая иллюстрация к вышесказанному. Обыски в питерском офисе с изъятием серверов в рамках расследования наезда на инспектора ДПС, к которому якобы причастен Дуров, и «скоропостижная» продажа 48% акций сооснователей «ВКонтакте» семьи Мирилашвили и Льва Левиева стороннему инвестору без предупреждения «своего».

О том, что по уставу «ВКонтакте» у текущих акционеров есть приоритетное право покупки акций при любых продажах, никто и не вспомнил.

Эксперты выдвигают различные версии дальнейшего развития событий – кому в конечном итоге перейдет социальная сеть (вариантов много: Mail.ru, Facebook, «Роснефть», поскольку покупатель 48% акций Илья Щербович – член совета директоров ОАО «НК "Роснефть"»), уверены все в одном – «ВКонтакте» Павлу Дурову придется покинуть. Причем вместе со своей командой. Уйдет команда – уйдут ее идеи и драйв. И его онлайн-крики «Я ничего не продаю» уже никого не волнуют.

Как уже написал в своем «твиттере» инсайдер Николай Кононов, в ближайшее время должен собраться совет директоров «ВКонтакте», который «подтвердит/поставит под сомнение Дурова как СЕО» (генерального директора). Ждать изменений во «ВКонтакте» осталось недолго.

28-летний Павел Дуров – российский Цукерберг. Таких, как он, в стране могло бы быть много, вот только цена «успеха» слишком уж дорога.

Тут, кстати, стоит вспомнить и о том, что все восхождение молодого миллиардера «на Олимп» (с тех пор как «ВКонтакте» стал затмевать конкурентов) сопровождалось постоянным давлением со стороны «заинтересованных лиц». В 2010 и 2011 годах Дуров боролся за свой бизнес с Mail.ru Group, который путем покупки мелких пакетов акций пытался довести свою долю до 100%. В 2007 году Mail.ru стала владельцем почти 25% акций соцсети, в 2010 году докупила 7,5%, в 2011 году – еще столько же. Тогда возник самый громкий до сегодняшнего дня конфликт вокруг владения «ВКонтакте». «"ВКонтакте" – независимая компания, у которой свой долгосрочный курс и своя миссия. Миноритарная доля "ВКонтакте", которая принадлежит Mail.ru Group, не дает Mail.ru Group возможности влиять на стратегию "ВКонтакте". Доля "ВКонтакте" в составе Mail.ru Group может являться лишь финансовой инвестицией, и планов по интеграции на уровне сервисов, управления или продажи рекламы между проектами Mail.ru Group и "ВКонтакте" не существует», – заявлял в открытом письме Павел Дуров, после чего в конфликт вмешался Алишер Усманов, фактически защитив Дурова. Вместе они придумали следующую схему: Дуров оставался генеральным директором «ВКонтакте» с правом вето, а Усманов – основным акционером, но управлять пакетом стал именно Дуров. В итоге основатель «ВКонтакте» мог принимать те решения, которые считал нужным: к своим 12% акций он добавил 40% Усманова. У Мирилашвили и Левиева осталось 48%.

В последнее время в СМИ то и дело обсуждались все новые скандалы вокруг миллиардера – слухи о сотрудничестве с Кремлем и оппозицией, периодические взломы аккаунтов Дурова, обвинения в распространении детского порно, в нарушении авторских прав. Продажа акций, судя по всему, поставит точку в этой истории. Можно лишь сказать, что бизнесмен сумел довольно долго продержаться на плаву.

Социальная сеть «ВКонтакте» появилась в 2006 году и на сегодняшний день является крупнейшей социальной сетью в российском сегменте интернета.

Ее основали Лев Левиев, Павел Дуров, Вячеслав и Михаил Мирилашвили. Через год существования посещаемость сети превысила показатели главного конкурента — сайта «Одноклассники». Сеть стала первой по популярности на территории Белоруссии, второй — в России, третьей — на Украине, пятой — в Казахстане, 28-й — в мире. На сайте зарегистрировано более 190 миллионов пользователей, ежедневная аудитория - 46 миллионов посетителей.

Примерно 67% посетителей проживают в России, 25% посетителей из РФ живут в Москве, 13% — в Санкт-Петербурге. Более 70% пользователей сайта - старше 25 лет.

По итогам 2011 года размер выручки "ВКонтакте" составил 3,29 миллиарда рублей, что почти на 42% больше показателей 2010 года. По скорости своего роста соцсеть побила все рекорды Рунета. Капитализация компании оценивается в 1,5 миллиарда долларов.

В 2011 году Павел Дуров попал на третье место списка Forbes «9 самых необычных российских бизнесменов — сумасбродов, чудаков и эксцентриков» за публикацию фотографии, на которой он демонстрирует непристойный жест в ответ на старания крупного акционера «ВКонтакте» — Mail.ru Group — поглотить эту соцсеть. Тот же журнал опубликовал список «30 самых заметных фигур русского интернет-бизнеса», где Дуров был на седьмом месте. Один из создателей «ВКонтакте», Олег Андреев, объяснил причину успеха социальной сети таким образом: «Павел, в отличие от большинства программистов, понимал, чего хочет от жизни школьник и студент и как это выглядит в дизайне. Он умел смотреть глазами человека, у которого старый браузер и медленный Интернет».