Вторая амнистия

Москва, 19.04.2013
В рамках «Форума Россия 2013», открывшегося 18 апреля в Москве, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что власти готовы обсуждать возможность новой налоговой амнистии. Он указал, что возвращение капитала в страну является приоритетом для правительства, особенно после событий на Кипре, поэтому необходимо изучить все возможные шаги в этом направлении.

Иллюстрация: Эксперт Online

«Ситуация с Кипром должна нас заставить принять такие правила поведения, которые бы смогли способствовать возвращению капитала», – передает слова Игоря Шувалова РИА «Новости». Важнейшую роль в этом процессе должны играть банки, так как в итоге эти деньги придут в банковские учреждения. В продолжение темы глава Сбербанка Герман Греф поинтересовался: «Может быть, стоит ускорить создание международного финансового центра в Москве, создать условия, чтобы российские деньги возвращались? Знаю вас как одного из сторонников предыдущей попытки амнистии капитала, может, сейчас наступил момент еще раз попробовать, чтобы российский капитал наконец вернулся?»

«Давайте обсудим. Если банковское сообщество будет выступать с соответствующей инициативой, мы в правительстве и Госдуме готовы это обсудить», – ответил на это Шувалов, добавив, что «к сожалению, первая амнистия прошла не очень удачно, мы собрали не очень много денег». Однако правительство это не пугает: судя по опыту ряда других стран мира, которым в разное время пришлось пойти на подобную меру, «амнистия капитала не бывает удачной, если она имеет один заход. Это один, два, три раза». Первый вице-премьер согласен с тем, что властям необходимо создать условия, которые будут поддерживать желание инвесторов вкладывать деньги в Россию. В этом контексте повторная налоговая амнистия может быть верным шагом. Однако, оговорился он, ни в коем случае нельзя «порождать ощущение несправедливости. Мы не должны создавать более хорошие условия для тех, кто не вернул капитал, ведь есть те, кто все эти годы честно платил налоги».

Сейчас на самом деле удачный момент для налоговой амнистии, уверен партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. Но перспективы такого шага во многом зависят от того, какую опасность влечет неуплата налогов и неотвратимость наказания. Тут выделяются только штрафы и уголовная ответственность. Но штраф не всегда пугает налоговых уклонистов. А уголовная ответственность снимается с налогоплательщика, если он попадается впервые и уплачивает все недоимки, пени и штрафы. Таким образом, избегая налоговой амнистии, налогоплательщик рискует штрафом в размере от 20% до 40% от недоимки и уплатной пени в размере 1/300 от суммы долга на каждый день просрочки. Учитывая, что неотвратимость взыскания налогов с физлиц оставляет желать лучшего, не стоит ждать от налогоплательщиков положительного решения при налоговой амнистии.

К тому же, добавляет председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин, вопрос о прощении пеней и штрафов и не поднимался. Первая амнистия касалась только уплаты налогов физлицами. И сейчас не заявлялось о том, что вторая амнистия будет касаться организаций. Бизнес гораздо проще ввести в состояние необходимости уплаты налога: власти могут возбудить уголовное дело, «заморозить» банковский счет, наложить арест на имущество налогоплательщика и т.д. А вот в отношении физлиц инструментарий у фискалов ограничен.

Причины, по которым правительство хочет провести налоговую амнистию, понятны: прежде всего, меры направлены на возвращение операций с капиталом (а значит, и самого капитала) в РФ, во-вторых, таким образом планируется пополнить бюджет, отмечает ведущий аналитик МФЦ Артур Копышев. Но практически амнистия вряд ли окажется успешной. Во-первых, стоит вспомнить похожую меру в 2011 году, результаты которой оказались очень скромными – чуть более 3 млрд рублей. Во-вторых, нельзя сказать, что за последние три года произошли существенные улучшения как в инвестиционном климате в РФ, так и в российских институтах. Инвесторы по-прежнему рассматривают Россию как emerging markets и опасаются излишних рисков. Поэтому меру по налоговой амнистии хочется увидеть не сейчас, а несколько позже, когда отток капитала прекратится и начнется обратное движение. Вот тогда можно будет подстегнуть инвесторов и с помощью налоговых послаблений. 

Итоги предыдущей амнистии, состоявшейся в 2007 году и проведенной в форме упрощенного декларирования сокрытых доходов, действительно не могут порадовать, говорит заслуженный юрист РФ Иван Соловьев. Произошло это во многом благодаря исключительно слабой информационной и пиар-поддержке данного проекта. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного 3-4 ноября 2007 года в 46 регионах России, только 6% ответили, что знают о данном мероприятии достаточно.

Новая амнистия, считает эксперт, должна быть не упрощенным декларированием, как в 2007 году, а именно легализацией капиталов, вовлечением их в реальную экономику. Основной целью должно быть установление «мостика доверия» между государством и бизнесом, государством и обществом. В случае амнистии капиталов потенциальные ее участники должны явно представлять, каковы условия участия в ней, сопутствующие риски, предоставляемые гарантии и ожидаемая в результате выгода. При этом надо учесть имеющийся на сегодняшний день собственный опыт и самобытность мышления наших граждан и предпринимателей. В настоящее время пока еще сохраняется недоверие, которое испытывает бизнес и общество по отношению к  власти. На это влияют как коррупция, существование теневой экономики, так и популяризация различных схем ухода от налогов. И амнистия капиталов не должна рассматриваться как явка с повинной или добровольный донос. Залогом и необходимым условием успешности такого шага является обеспечение гарантий защиты субъекта, решившего амнистировать капитал, и тут важное значение имеет анонимность процесса. Отсюда вытекает необходимость детальной проработки технологии амнистии.

С точки зрения эксперта, в законе об амнистии должны быть четко прописаны: перечень уполномоченных банков, в которые должны переводиться денежные средства, механизм страхования переводимых средств, механизм гарантии сохранности средств, отношение правоохранительных и контролирующих органов к данным средствам. Кроме того, следует разработать порядок налогообложения легализованного капитала и законодательно закрепить освобождение «раскаявшихся» от уголовной и административной ответственности. Также амнистия, по мнению Ивана Соловьева, должна дополняться иными мерами, в частности дальнейшим реформированием системы налогового администрирования, сочетанием ослабления налогового бремени с последующим усилением ответственности за налоговые правонарушения и преступления, проведением четкой грани между законной оптимизацией налогов и уклонением от их уплаты.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Минфин обрек рубль на падение
      Увеличение объема закупок валюты министерством финансов положило начало полосе ослабления рубля
    Реклама