«Роснефть» заправит на юге

Москва, 04.04.2013

Фото: ИТАР - ТАСС

Группа «Базовый элемент» Олега Дерипаски и НК «Роснефть» договорились о «стратегическом сотрудничестве» по обслуживанию авиатопливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах юга России и Хакасии. Соглашение Дерипаска подписал с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным, причем в ходе мероприятия на Туапсинском НПЗ. Суть сделки – нефтяная компания выкупает у «Базэла» ТЗК в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика (ими управляет «Базэлаэро»), а также Абакана (столица Хакасии). Последний ТЗК, видимо, будет продан заодно с южными, наиболее интересными активами – ведь именно через аэропорты юга пойдет основной трафик во время Олимпийских игр 2014 года. По оценкам аналитиков, сделка может обойтись «Роснефти» в 10 млрд рублей. Закрыть ее планируется до 31 мая.

Технически документом предусмотрена продажа «Базовым элементом» 100% долей в компании «Базовый авиатопливный оператор» (БАТО) – собственнике и операторе топливозаправочных комплексов в пяти аэропортах. «Роснефть» станет владельцем БАТО и будет обеспечивать «заправку транспортных средств в ключевых аэропортах южного "олимпийского" направления», прямо подчеркивается в пресс-релизе «Базэла». Сегодня компания имеет договора на поставку топлива с двумя сотнями авиаперевозчиков, в прошлом году объем реализации составил около 160 тыс. тонн. У «Базэла» больше никаких ТЗК не останется. «Перед нашей группой стоит амбициозная задача по развитию нашего аэропортового бизнеса. Для достижения этой цели нам важно привлекать самых надежных и сильных партнеров. Сотрудничество с "Роснефтью" позволит не только улучшить качество работы авиатопливных операторов в аэропортах, но и даст дополнительные преимущества аэропортам юга России. Вместе с "Роснефтью" мы сможем превратить аэропорты Краснодарского края в эффективные и технологичные авиационные предприятия, обеспечивающие высокое качество обслуживания воздушных судов в соответствии с лучшими мировыми стандартами, что имеет особое значение на данном направлении в связи с Олимпиадой в 2014 году», – комментирует председатель наблюдательного совета группы «Базовый элемент» Олег Дерипаска.

«После завершения сделки собственные ТЗК будут у "Роснефти" практически во всех федеральных округах РФ. Расширение сети ТЗК обеспечит компании увеличение сбыта авиатоплива "в крыло" по прямым договорам с авиакомпаниями на внутреннем рынке РФ», – заявил, в свою очередь, глава «Роснефти» Игорь Сечин. Действительно, сегодня нефтяная компания через «дочку» «РН-авиа», работающую с 2008 года, занимает около 15% рынка авиатоплива в России. В прошлом году «Роснефть» реализовала 1,5 млн тонн авиатоплива (почти в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2011 года; с учетом объемов ТНК-ВР цифра увеличилась бы до 2,6 млн тонн). Компания осуществляет прямые поставки авиатоплива напрямую перевозчикам (среди них – «Аэрофлот», «Трансаэро», Lufthansa Cargo, «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Якутия» и др) и заправляет «в крыло» в московском Внуково, красноярском Емельяново, аэропортах Владивостока, Иркутска, Минвод, Благовещенска, Ростова-на-Дону, Комсомольска-на-Амуре, Архангельска, Элисты, Игарки и Ставрополя (и это не считая собственных аэропортов на Ванкоре и Верхнечонском месторождении).

При этом «Роснефть» не сообщает, в каких аэропортах уже владеет ТЗК. Известно, что ей принадлежат 50% ТЗК во Внуково и 100% ТЗК во Владивостоке. Закрыв сделку по приобретению ТНК-ВР, на долю которой приходится 16,4% российского рынка авиатоплива, «Роснефть» получила контроль над ТЗК в Екатеринбурге и московском Шереметьево. По данным газеты «Коммерсантъ», крупнейшим игроком рынка в России является независимая компания «Аэрофьюэлз», которая организует заправку в 29 аэропортах страны и владеет 19 ТЗК; но у «Газпром нефти» (десять ТЗК) и «ЛУКойла» (семь ТЗК) также имеются в собственности аналогичные активы. Так что в этом плане «Роснефть» движется в общем тренде. «Конкуренция на рынке авиазаправок в РФ среди нефтяных компаний пока не очень сильна, к тому же число ТЗК можно наращивать и дальше (в одном аэропорту могут работать сразу несколько заправщиков). Однако уже через несколько лет ситуация может измениться. То, что "Роснефть" начала наращивать бизнес по реализации авиакеросина, позитивно для компании. Это говорит о расширении рынка сбыта для "Роснефти", а также об увеличении продаж авиакеросина, производимого на собственных НПЗ компании», – говорит аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович. Кроме того, цены на авиакеросин растут довольно значительными темпами: в четвертом квартале 2012 года цена на данный вид топлива выросла относительно третьего квартала на 9,4% и составила 24,5 тыс. рублей за тонну. «Соответственно, увеличение количества ТЗК позитивно отразится на выручке "Роснефти"», – отмечает аналитик.

ФАС России, скорее всего, сделку одобрит. «Надо будет посмотреть структуру, по-моему, эти ТЗК там единственные... Если у "Роснефти" нет там чего-то своего, то тогда все нормально», – заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев, добавив, что ФАС всегда выступала за то, чтобы заправочные комплексы в аэропортах принадлежали самим нефтяным компаниям: «Это вертикальная интеграция, и лучше, чтобы не было посреднической маржи».

Кстати, одновременно Игорь Сечин и Олег Дерипаска подписали еще несколько соглашений. Так, «Роснефть» продолжит поставлять предприятиям ОК «Русал» весь производимый компанией нефтяной кокс, но по долгосрочным контрактам. По словам Олега Дерипаски, «в текущих условиях крайне низких мировых цен на алюминий и роста стоимости сырья заключение долгосрочных договоров с таким надежным российским производителем сырья означает для "Русала" укрепление сырьевой безопасности и повышение качества поставок на предприятия компании». А с холдингом «Русские машины» нефтяная компания договорилась о сотрудничестве в сфере производства и реализации газомоторного топлива, в частности, в Московской и Ленинградской областях, на Кубани, а также на основных автомагистралях европейского направления. В рамках этого документа, который подписали Игорь Сечин и председатель совета директоров ООО «Русские машины» Зигфрид Вольф, прописано, что для реализации проекта будет создана совместная компания-оператор. При этом «Роснефть» выделит места для размещения газовых заправочных модулей на собственных АЗС (с возможностью обеспечения подключения модулей к газопроводам). А «Русские машины» разработают технические решения по присоединению модулей к инфраструктуре нефтяной компании.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    3. Экспериментальый налог платят четверть миллиона человек
      Госдума РФ распространила эксперимент по взиманию налога с самозанятых еще на 19 регионов России. До сих пор он проходил в четырех, включая Москву
    Реклама