Полный «кисляк»

Екатерина Шохина
20 мая 2013, 19:10

21 мая 2012 года президент Владимир Путин представил новый состав кабинета министров. Накануне годовщины своего премьерства Дмитрий Медведев подвел предварительные итоги года и вновь призвал правительство заняться стимулированием роста экономики страны.

Фото: ИТАР-ТАСС
Премьер подвел предварительные итоги года и вновь призвал правительство заняться стимулированием роста экономики страны

Основными итогами работы правительства за год Дмитрий Медведев назвал сохранение нормальных макроэкономических показателей, бюджетное правило и приватизационные сделки. «Год прошел. Он был такой, разный. Оценки тоже можно давать разные. Тем не менее страна развивалась. Это, наверное, заслуга не только правительства и не столько правительства, а вообще общеэкономической ситуации, которая сложилась какое-то время назад», — сказал Медведев накануне на встрече с журналистами. Так, например, подчеркнул премьер, «многие очень важные для нас макроэкономические параметры остаются в нормальном состоянии», что как минимум создает «условия для дальнейшей нормальной работы».

«Я имею в виду и дефицит федерального бюджета — практически нулевой. Это вопрос счетный всегда: там у нас сотая доля процента, но это ноль практически. Отношение долга к ВВП сохраняется на очень хорошем уровне — это тоже достижение последних 15 лет, и нет оснований его наращивать — 10%. Во всех развитых государствах — от 80 до 150%», — обратил внимание глава правительства.

В то же время, признал премьер, «ничего хорошего (в экономике. — "Эксперт Online") не происходит». «Общая характеристика того, что происходит в экономике, — на мой взгляд, ситуация средненькая. Не происходит ничего сверхдраматичного, но и ничего хорошего не происходит», — сказал премьер.

По его мнению, именно эта ситуация «больше всего всех и раздражает». «Непонятно, сможем ли мы, вопреки мировым тенденциям. выбраться на устойчивую траекторию роста. А нам действительно нужно 4–5% в год, и сценарий развития страны на три года, который на последнем заседании правительства рассматривался, исходит из умеренно-оптимистического характера с ростом как раз 4%, но могут, конечно, быть и другие сценарии», — заметил глава правительства.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что именно в этом заключается вызов, стоящий в данный момент перед правительством и страной.

«Потому что очень не хотелось бы, чтобы был такой, как принято говорить молодежным сленгом, "кисляк". То есть оно вроде все и ничего: и доходы растут, и зарплаты высокие, применительно к тому, конечно, что раньше было, естественно, и рост зарплат гораздо выше, чем в большинстве стран, а с другой стороны, ничего более существенного не происходит», — сказал премьер.

Несмотря на то что наличие стагнации экономики (или, по крайней мере, замедления темпов роста) осознали практически все и в Кремле, и в Белом доме, а президент Владимир Путин потребовал от правительства подготовить комплекс мер для стимулирования экономического роста, вице-премьер Аркадий Дворкович неожиданно заявил, что оснований для тревоги нет.

Решения о дополнительной государственной поддержке реального сектора экономики будут приниматься на основании показателей второго квартала текущего года, сообщил он.

По его словам, в бюджете необходимые на эти цели резервы есть, «если будет признана такая необходимость, деньги выделим», сказал вице-премьер.

Данное заявление «напугало» многих чиновников и экономистов, которые уже с начала года призывают начать бороться с экономическим замедлением.

Напомним, в апреле Минэкономразвития резко понизило прогноз по всем ключевым макроэкономическим показателям, в частности прогноз по росту ВВП России был снижен с 3,7 до 2,4% в 2013 году, с 4,3 до 3,7% в 2014 году и с 4,5 до 4,1% в 2015 году. Большинство независимых экспертов более пессимистичны в своих оценках, а некоторые даже предрекают экономике России вхождение в рецессию уже во второй половине 2014 года.

Плохо то, что «согласия в правительстве нет», считают эксперты. Это дополнительный шок для экономики. «Когда правительство определится окончательно, какие проекты, в каких объемах и сроках оно будет поддерживать и продвигать, это само по себе послужит серьезным стимулом для активизации инвестиционной активности в частном секторе. Скажем, так и не принято окончательное решение о запуске проекта строительства высокоскоростных магистралей. Если до августа неопределенность сохранится и проект не попадет в бюджет на следующую трехлетку, РЖД не будут его самостоятельно развивать. Нет определенности с господдержкой крупных проектов Федеральной сетевой компании и "Газпрома". Примеры, увы, можно продолжать. Это не только вопрос настройки бюджета, а вопрос способности государства проводить системную стратегическую долгосрочную политику. Без великих идей и проектов не может быть высоких темпов роста. Латанием дыр развитие экономики не ускоришь», — заявлял ранее в беседе с «Экспертом» заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.

По его мнению, очень важно сейчас повысить доступность кредитования для бизнеса, заняться поддержкой отдельных стратегических инфраструктурных проектов, «обуздать» рост тарифов естественных монополий.

По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, для достижения 5-процентного роста ВВП необходимо сосредоточиться на трех направлениях экономической политики: создать стимулы для ускорения роста экспорта, условия для увеличения притока капитала и развивать импортозамещение.

Чтобы добиться более впечатляющих успехов, необходимо провести ряд серьезных мероприятий, о которых все знают и о которых говорится на всех уровнях в течение всего посткризисного периода, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Это переход на новую модель экономического роста, основанную на модернизации, инновациях и инвестициях и ориентированную не только на внешнеэкономический спрос, но и на предложение, в том числе на продукцию обрабатывающей промышленности; принципиальное улучшение предпринимательского, в том числе инвестиционного климата; улучшение институциональной среды, включая судебную и правоохранительную системы; создание условий для развития конкуренции и роста производительности труда; ликвидация или хотя бы минимизация административных барьеров и коррупционного налога на пути ведения бизнеса.