Пальма лучшей половине

Екатерина Чен
27 мая 2013, 11:48
Фото: AP
"Золотую пальмовую ветвь" получил Абделатифа Кешиша за фильм "Жизнь Адель"

Жюри под председательством Стивена Спилберга руками Умы Турман вручило «Золотую пальмовую ветвь» фильму Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель». Фильм французский, поставлен по комиксу «Синий – самый теплый цвет», сочиненному лет 20 назад и в значительной степени посвященному отстаиванию прав меньшинств. Кешиш приглушил правозащитный пафос, лишь пару раз отправив главных героинь на абстрактные левые демонстрации, и сосредоточился на теме любви, от начала развития отношений и до конца. Французским критикам картина сильно понравилась, они назвали Кешиша истинным художником, и долгая подробная сцена секса с участием двух обнаженных девиц никогошеньки не смутила, актрис на экране сравнивали с ню на полотнах живописцев-классиков. Что ж, засчитаем режиссеру эту попытку вписать однополую пару, с одной стороны, в контекст изобразительного искусства, а с другой – в общий ряд людей, вне зависимости от половой принадлежности переживающих трудности совместной жизни. Кешиш, правда, немного напугал намерением продолжить историю Адель и сделать сиквел – три часа данной картины и без того было высидеть трудно, куда ж еще.  

Гран-при, второй по значению приз после «Пальмовой ветви», достался братьям Коэнам и их музыкальной лирической комедии «Внутри Льюина Дэвиса». Точнее, сами братья-режиссеры на вручение призов не прилетели, доверив право получить награду из рук почетной гостьи, голливудской легенды Ким Новак актеру, сыгравшему в фильме. Часть критиков считает, что фильм Коэнов получил высокие оценки из-за погоды: в день демонстрации картины в Каннах шел сильнейший дождь с ветром, и уже сам факт попадания с холода в теплый зал располагал публику к благостному восприятию ленты.

Неофициальное третье место – приз жюри у японской картины «Сын пошел в отца» про подмену детей в роддоме. Лучшим режиссером признали мексиканца Амата Эскаланте за фильм про молодого человека по имени Хели, который пытался противостоять наркодилерам, но столкнулся с их беспощадной местью. Тема наркотрафика для Мексики крайне больная. За сценарий тоже отмечен фильм об актуальных проблемах – китайская «Печать греха» Цзя Чжанке, про животное насилие в экономически развитом, казалось бы, обществе.

Лучшими актерами названы Беренис Бежо (семейная драма Асгара Фархади «Прошлое») и Брюс Дерн, старик, путешествующий с сыном через всю Америку в черно-белой ленте Александра Пэйна «Небраска».

В целом можно заметить, что жюри не стало всматриваться в картины, трактующие реальность менее прямолинейно и с большей изобретательностью. Предпочтение было оказано более простым, чтоб не сказать – банальным, работам. Но вне зависимости от решения жюри фестиваль можно считать удавшимся. Помимо десятков мировых премьер, Канны в этом году увидели десятки звезд разного масштаба – от Майкла Дугласа и Мэтта Дэймона до Джастина Тимберлейка и Орландо Блума, причем многие знаменитости, как Шэрон Стоун или Киану Ривз, приехали представить свои кинопроекты вне официальной программы. Ну и, как обычно, много успешных сделок совершилось на проходившем параллельно с фестивалем кинорынке. И никакие капризы погоды не смогли помешать проведению презентаций еще не законченных проектов или сорвать вечеринки по поводу уже осуществленных. За фильм-победитель ручаться трудно, но большинство картин из каннского конкурса мы увидим в российском прокате, не пройдет и года.