На севере Иркутской области вчера вечером потерпел крушение вертолет Ми-8 авиакомпании «Ангара», который проводил мониторинг паводкоопасной обстановки в районе реки Нижняя Тунгуска, где оказались подтоплены более 120 домов, и осуществлял перевозку специалистов-взрывников для устранения ледового затора. Обломки машины были обнаружены в 19.40 по местному времени в 7 км от населенного пункта Преображенка Катангского района Приангарья. На борту находились девять человек, в том числе и.о. начальника областного ГУ МЧС России полковник внутренней службы Станислав Омельянчик, замруководителя Байкальского поисково-спасательного отряда Александр Степанов, другие специалисты, задействованные на противопаводковых мероприятиях, а также три члена экипажа. Все они погибли.
К месту аварии незамедлительно выдвинулись спасатели Сибирского регионального центра МЧС России из Иркутска и Красноярска. Из поселка Ербогачена и вахты Ванавара вылетели вертолеты Ми-8, из Братска был направлен самолет Ан-26 со спасателями на борту. Сегодня утром в Иркутск прилетел Ил-76 из Москвы, принадлежащий МЧС, с оперативной группой отряда «Центроспас», медиками и психологами на борту (всего 46 человек). Они будут передислоцированы в Киренск, где в настоящее время развернут оперативный штаб. Туда же вскоре прилетит и начальник Сибирского регионального центра МЧС России Владимир Светельский, который будет лично контролировать поисково-спасательные работы.
От Моги спасатели уже добрались до места авиакатастрофы, но пока с ними нет связи — места там необжитые и труднодоступные, что усложняет проведение операции. Лагерь спасатели разбили в населенном пункте Юрьево. Туда же вертолетом Ми-26 уже доставлено судно на воздушной подушке «Хиус» и две лодки — обломки машины обнаружены на льду, поэтому непонятно, можно ли будет добраться до них пешком. Всего к ликвидации последствий происшествия привлечены 248 человек и 36 единиц техники (в том числе десять воздушных судов), из них от МЧС России — 176 человек и 19 единиц техники (в том числе восемь воздушных судов).
Уже известно, что пропавший борт с номером 24410 привлекался для обследования территорий в Катангском и Киренском районах и взрывов льда на реках в рамках противопаводковых мероприятий на севере региона. Вчера в 10.05 по местному времени Ми-8, груженный почти двумя тоннами взрывчатых веществ и с девятью пассажирами и членами экипажа на борту, вылетел из аэропорта Киренска в Катангский район. В 14.30 вертолет совершил посадку на площадке возле одной из местных буровых вышек. Через полчаса он полетел дальше, взяв курс на Преображенку, и вскоре после этого связь с бортом прервалась. Обнаружить обломки машины удалось лишь спустя несколько часов: по данным спасательного ведомства, фрагменты были найдены на льду реки Нижняя Тунгуска, в двух километрах от населенного пункта Мога.
Ранее на сайте правительства Иркутской области объяснялось, зачем в район Нижней Тунгуски вылетел лично Станислав Омельянчик. Дело в том, что из-за ледяного затора на этой реке в селе Преображенка произошел резкий подъем уровня воды, превысивший критическую отметку 890 см. Было подтоплено 125 жилых домов, людей эвакуировали в соседний поселок и разместили в тамошнем клубе. После чего спасатели и решили взорвать лед. Израсходовав тонну взрывчатых веществ, они смогли стабилизировать уровень воды (площадь рыхления составила 700 кв. м). Для полной же ликвидации затора необходимо было провести повторные взрывы. Этим и занялся вертолет, на котором к месту взрывов полетел лично Станислав Омельянчик и руководители двух поисково-спасательных отрядов. «Этот же вертолет в случае необходимости эвакуирует пятерых детей из села Ерема, которое находится ниже Преображенки. Начальником Сибирского регионального центра МЧС в Красноярске принято решение о направлении в Преображенку вертолета Ми-26 со спасателями и судном на воздушной подушке. Авиаторы по поручению Губернатора Сергея Ерощенко готовят три вертолета на случай возможной эвакуации жителей», — рассказывал вчера с утра первый зампред правительства Иркутской области Николай Слободчиков.
По сообщению очевидцев, вертолет Ми-8 мог взорваться над местом предстоящего минирования. По данным газеты «Коммерсантъ», экипаж другого вертолета, также использовавшегося в противопаводковых мероприятиях, видел мощный взрыв, после которого связь с бортом №24410 больше не возобновлялась. Сообщается лишь, что затор на реке все-таки был ликвидирован и уровень воды существенно пошел на спад. Тем не менее, по данным ГУ МЧС России по Иркутской области, на территориях Катангского района в целом и в Петропавловском сельском поселении Киренского района продолжают действовать режимы ЧС, введенные главами местных администраций. Информация о гидрологической обстановке на севере региона и работе экстренных служб координируется оперативным штабом, сегодня планируется провести аэровизуальные обследования акваторий рек Нижняя Тунгуска, Непа, Лена и Киренга. Для этих целей планируется задействовать борта Сибирского регионального центра МЧС России и авиакомпании «Ангара». В случае ухудшения обстановки возможно проведение взрывных работ.
По словам Николая Слободчикова, разбившееся воздушное судно прошло необходимую техническую экспертизу. Экипаж состоял из опытных пилотов, летчики имели большой стаж работы именно в северных территориях Приангарья, в районах со сложной навигационной обстановкой. Высокий профессионализм погибших пилотов подтвердил и гендиректор авиакомпании «Ангара», которой и принадлежал вертолет, Анатолий Юртаев (примечательно, что сама компания входит в группу «Истлэнд», основателем которой являлся нынешний губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко). Тем не менее следственными органами Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР уже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Как сообщили в пресс-службе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР, в рамках расследования уголовного дела изъята предполетная документация в аэропортах городов Иркутска и Киренска, а также документы, относящиеся к хранению и выдаче взрывчатых веществ для проведения взрывных работ на реках. Пока следствие рассматривает три версии катастрофы - неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования, нарушение условий транспортировки взрывчатых веществ.