Моногород на грани банкротства

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
17 июня 2013, 12:24

Американская столица автопрома Детройт находится на грани банкротства. Власти города частично прекратили обслуживание задолженности в размере 18,5 млрд долларов. Чрезвычайный внешний управляющий Детройта Кевин Орр объявил мораторий на выплаты части долга и предложил кредиторам частичную компенсацию. Однако по необеспеченным облигациям компенсация составит менее 0,1 доллара на каждый доллар, при том что из всей суммы долга города необеспеченными являются 11,5 млрд долларов.

Иллюстрация: Эксперт Online
Американская столица автопрома Детройт находится на грани банкротства

В 1960 году самым богатым городом на душу населения в Америке, по данным Бюро переписи населения США, был Детройт. Сегодня он стоит на грани банкротства. Как пишет Washington Post, эта трагедия является суровым напоминанием непреднамеренных последствий нового федерального законодательства, которые привели к текущим проблемам Детройта. На сегодняшний день 60% детей в Детройте живут за чертой бедности. 50% населения, как сообщается, являются функционально неграмотными. 33% не ищут работу, так как уже отчаялись найти ее. 18% населения являются безработными. И лишь 10,6% из 713 777 жителей Детройта, в соответствии с переписью населения США в 2010 году, относят себя к белым жителям страны.

Впрочем, одной из важнейших причин, которые привели к банкротству города, являются массовые увольнения — с 2000 по 2010  годы город потерял 48% всех своих производственных рабочих мест. В свою очередь, причиной сокращения стала так называемая зона свободной торговли: как, например, прогнозировала Union Pacific в 2012 году, к 2014 году 50% всех легковых автомобилей и легких грузовиков, проданных в США, будут поступать в страну по железной дороге из сборочных заводов в Мексике.

По факту озвученная властями ситуация означает частичный дефолт, но в итоге это должно привести к возрождению города, считает ведущий специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин. К банкротству город привели на самом деле несколько факторов: сложная посткризисная макроэкономическая ситуация, не лучшие продажи автомобилей в посткризисный период. К тому же Детройт не одинок в своих бедах, многие города, входящие в «ржавый пояс» Америки, находятся в тяжелом финансовом положении, добавляет менеджер отдела торговых операций Concern General Invest Геворк Геворкян. Сказались процессы деиндустриализации, либерализация торговли (NAFTA), движение в защиту экологии. В постоянной депрессии находится часть Среднего Запада и часть восточного побережья — промышленное ядро США. Можно вспомнить Питсбург, Кливленд и даже Чикаго.

Детройт был блестящей столицей автомобильной индустрии, но слишком сильная специализация Детройта на одной отрасли, когда-то сделавшая город богатым, после начала процесса деиндустриализации послужила причиной его деградации, а последний кризис, спровоцировавший банкротство GM и массовые увольнения на автомобильных заводах компании усугубил процесс. Нынешнее восстановление автоиндустрии не способно изменить ситуацию, город должен диверсифицировать источники благосостояния своих граждан, но в нынешней неопределенной ситуации в американской экономике это большая проблема.

Впрочем, неизбежное банкротство Детройта мало связано с текущей ситуацией в американской экономике, возражает аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова. Это результат неэффективного управления и неправильного развития города в течение нескольких десятилетий. Благосостояние Детройта всегда зависело только от одной отрасли — автомобильной. Автомобильная индустрия несколько раз сталкивалась с трудностями еще до кризиса 2008–2009 годов, начиная года с 70-х, когда выросли цены на бензин, и на арену конкуренции вышла автопродукция японского производства. Автопроизводители сокращали производство и со временем перемещали его в другие штаты, поскольку в Детройте стоимость труда рабочих им обходилась на 30–35% дороже, чем в других регионах. Но альтернативы автомопрому у города не было. В результате население сократилось с почти 2 млн до 700 тыс. человек, а уровень безработицы стал самым высоким по стране и достиг 18%. При этом пока налоговые доходы от автопрома падали, бюджетные траты оставались на высоком уровне, что на фоне экономического и демографического угасания и привело Детройт к нынешней ситуации.

На текущий момент дефицит бюджета Детройта составляет 350 млн долларов, напоминает аналитик финансовой компании AForex Артем Деев. В то же время надо понимать, что Детройт — это не системная проблема, а прецедент, появившийся вследствие неэффективной антисоциальной политики, запущенной более 50 лет назад. К сожалению, упадок многих отраслей давно уже  достиг точки невозврата, что фактически связывает руки муниципальных властей, вынужденных прибегать к помощи сторонних консультантов для поиска выхода из текущего сложного положения. Ни о какой поддержке со стороны федеральных властей пока не идет и речи, учитывая отсутствие у детройских властей элементарного плана по антикризисному управлению. По этой причине с большей вероятностью можно ждать приближающееся банкротство, следствием чего может стать расформирование города с последующей передачей промышленных районов близ расположенным населенным пунктам округа Уэйн.

Но, уверен Иван Кибардин, ситуация выправится. Детройт перешел под внешнее управление 25 марта: многие полномочия мэрии были переданы антикризисному менеджеру Кевину Орру, назначенному губернатором штата Мичиган Риком Снайдером. В течение полутора лет управлять автомобильной столицей США будет именно 54-летний вашингтонский юрист Орр, участвовавший в успешной реструктуризации автомобильного гиганта «Крайслер» после его банкротства.