Борьба за железные дороги

Москва, 20.06.2013
Напомним, вчера с пометкой «молния» РИА «Новости» сообщило о том, что Владимир Якунин освобожден от своей должности. Новость была выдана агентством со ссылкой на пресс-службу правительства. Через полчаса она пропала.

Фото: РИА Новости

Пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрия Медведева Наталья Тимакова назвала распространенное заявление «фальшивкой». А пресс-секретарь главы государства Владимира Путина Дмитрий Песков связал указанный информационный вброс с киберпреступностью.

Позже в СМИ появились сообщения о том, что сообщение пресс-службы правительства было отправлено с IP-адреса, не совпадающего с адресом пресс-службы кабинета министров. Интересно, что пресс-релиз поступил не во все редакции. Так, подписанные на рассылку «Эксперт» и «Ведомости» его не получали.
 
Как сообщил сам Владимир Якунин, появление новости о его отставке – «спланированная акция» по его компрометации, в которой должны разбираться компетентные органы«. На просьбу прокомментировать сообщение он ответил, что «на надписи на заборе не реагирует».

В СМИ «нападение» на главу РЖД связали с разгоревшимся вокруг него в последнее время громким скандалом: блогеры обнаружили, что руководитель «Российских железных дорог» построил себе дачу, стоимость которой несоизмеримо больше, чем доход руководителя пусть даже и столь крупной государственной компании.
По мнению «Эксперта Online», данная акция, возможно, была внешним проявлением борьбы Якунина с частными грузоперевозчиками и сторонниками приватизации РЖД, жаждущими «откусить» себе кусочек монополии.
Напомним, в середине 2000-х годов в рамках железнодорожной реформы инфраструктура была отделена от услуг по перевозке грузов, вагоны были выделены из состава РЖД и приватизированы. Испытав вначале трудности с нехваткой вагонов, в последнее время грузоперевозчики «раскрутились» и стали требовать увеличения своих полномочий на железной дороге, а именно допуска к инфраструктуре и в сферу локомотивного хозяйства. Крупнейшие игроки на рынке железнодорожных грузоперевозок весьма влиятельны. Среди них ОАО «ПГК» Владимира Лисина, ООО «Газпромтранс», ООО «Трансойл» (один из собственников Геннадий Тимченко) и др.

На возросшие аппетиты перевозчиков Якунин отреагировал резко негативно. Он заявил об огромных рисках, связанных с неконтролируемыми тарифами независимых от РЖД компаний, обвинил грузоперевозчиков в мошенничестве (операторы подвижного состава стали работать «для себя», минимизируя собственный порожний пробег и максимизируя собственную прибыль – то есть осуществляя прогон впустую). «Сегодня владелец вагона при искусственно созданном их дефиците может выставить вам любую цену, какая только придет ему в голову», – не раз объяснял Якунин.
 
Он всеми силами «тормозит» дальнейшую приватизацию компании и ратует за восстановление полной монополии РЖД (вместе с вагонами, которые сейчас не в его распоряжении).

В последнее время в рамках различных экономических научных конференций и семинаров неоднократно проводились выступления и дебаты сторонников и противников реформы РЖД. Так, например, зампредседателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС), доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (РОАТ МИИТ) Фарид Хусаинов в мае на семинаре в НИУ ВШЭ заявил, что «реформы в сфере железнодорожного транспорта, задуманные как радикальные, оказались половинчатыми и непоследовательными». Он, в частности, отметил, что та частичная либерализация, которую удалось провести, дала положительные результаты. И на примере вывода из состава РЖД подвижного состава можно судить об эффекте либерализации для всей системы российских железных дорог. Эксперт напомнил, что к моменту выделения вагонов из состава РЖД «вагоностроительные заводы лежали на боку». Независимые компании стали активно приобретать подвижной состав, что побудило производителей вагонов увеличивать производство. И если в начале этого процесса цены на вагоны и, как следствие, стоимость перевозок подскочили (тариф складывается из фиксированной инфраструктурной и гибкой вагонной составляющей), то в конце ситуация изменилась диаметрально. Производство вагонов выросло в два раза: с 36 тыс. в 2009 году до 71 тыс. в 2012 году. Ставка аренды подвижного состава стала снижаться, что повлекло за собой и снижение стоимости перевозки.

Таким образом, отметил эксперт, «в этой части отрасли был создан механизм, давший возможность гибко реагировать на рынок без вмешательства государства».
Там же, где реформ не было (речь идет прежде всего об инфраструктуре), отмечается полная стагнация. Пропускная способность приемно-отправочных и сортировочных пунктов снижается, скорость доставки грузов не увеличивается. При этом РЖД постоянно требует госпомощи и ратует за возврат к управлению железными дорогами «в духе 70-х», «когда вагоны ездили куда нужно, а не куда их хотят отправить грузоотправители».

В то же время руководитель проектов The Boston Consulting Group Михаил Волков, выступающий за госконтроль в сфере железнодорожных перевозок, также неоднократно заявлял, что в результате реформы РЖД лишились 13% своего дохода, а инвестиционный потенциал компании снизился на 22% (операционный денежный поток). Отдав больше 70% рынка подвижного состава частным операторам, РЖД лишились основного инвестиционного ресурса. Что стало одной из основных причин «недоинвестирования» в ж/д инфраструктуру. Продолжение реформы по намеченному пути (либерализация тяги и продажа долей в операторских бизнесах), по его мнению, приведет к дальнейшему снижению инвестиционного потенциала РЖД и в конечном итоге только усилит нагрузку на государство.

В услугах перевозки государство, безусловно, должно сохранять контроль за ценообразованием: «Полностью отпустить цены очень рискованно. Уголь на машинах не перевезешь, следовательно, конкуренции с альтернативными видами транспорта нет. Если перевозчик поднимет цены, перевозка стратегически значимых товарных групп может просто остановиться», – опасается эксперт.

«Кампания против Якунина ведется уже не первый день. Совершенно ясно, что РЖД – это более чем лакомый кусочек», – отмечает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Дмитрий Медведев рассказал о решенных и нерешенных задачах за время своей работы
      Бывший российский премьер заявил, что он в целом доволен тем, как работал кабинет министров почти восемь лет, хотя и признает, что «были и нерешенные задачи»
    Реклама