Дорогостоящий мост

Москва, 03.06.2013

Полпред президента на Дальнем Востоке, глава Минвостокразвития России Виктор Ишаев продолжает лоббировать проект соединения материковой части страны с островной Сахалинской областью мостовым переходом. Как сообщила сегодня пресс-служба министерства, в проект Морской доктрины РФ до 2030 года внесено предложение о строительстве 580-километровой железнодорожной линии от ст. Селихин (Хабаровский край) до ст. Ныш (Сахалинская область), элементом которой и станет мост на остров, который предлагается проложить через Татарский пролив.

По мнению Виктора Ишаева, к строительству моста на Сахалин необходимо приступить уже в 2016 году, для чего и нужно обеспечить выделение финансирования на проектные работы с 2014 года. «Отсутствие надежного транспортного сообщения Сахалин—материк затрудняет решение вопросов, связанных с экономическим ростом Сахалинской области. Создание мостового перехода откроет незамерзающие порты острова и в целом способствует интеграции России со странами АТР», — считает полпред-министр.

Идей и проектов установления надежной круглогодичной связи с Сахалином было несколько, первые обсуждались еще в царские времена. В годы СССР родилась мысль о строительстве железнодорожного моста именно через Татарский пролив. Она прорабатывалась параллельно с проектированием трассы БАМа. В конце 1940-х в проливе Невельского, который на самом деле не является частью Татарстого пролива, а соединяет его с Амурским лиманом, прошли инженерно-геологические изыскания, итогом которых стала заявка в Желдорпроект. В документе предлагалось построить железную дорогу по направлению Комсомольск—Селехин—мыс Лазарева, далее проложить тоннель через пролив, а из поселка Погиби — линию до Победино. 5 Мая 1950 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли секретное постановление о производстве изысканий, проектировании и строительстве в 1950–1955 годах железнодорожной линии протяженностью 863 км с подводным тоннелем через пролив Невельского и устройством морской паромной переправы через Татарский пролив. Однако смерть Сталина поставила на проекте, который уже успел перейти в стадию строительства, крест.

Попытки вернуться к этой гигантской стройке предпринимались неоднократно. В новое время проект моста был включен в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года. РЖД несколько лет назад презентовали расчеты, в рамках которых проект делился на четыре части. Первая — строительство железной дороги на территории Хабаровского края (от существующей железнодорожной магистрали до мостового перехода). Вторая — строительство самого перехода (в виде моста, тоннеля или дамбы, которая смогла бы выполнять роль электростанции, с обводным каналом). Проектный институт РЖД, кстати, поддерживал вариант с тоннелем. Третья часть — перекладка узкоколейной железной дороги на Сахалине на общесетевой стандарт (1520 мм). И четвертая — строительство железнодорожной ветки длиной 43 км на западном побережье Сахалина, от Углегорска до Ильинска, которая позволила бы соединить крупнейшие угольные месторождения острова с морскими незамерзающими портами юга острова.

В этой логике идея мостового перехода выглядит полноценной и логичной — ведь пока Сахалин с его активно развивающейся экономикой остается еще одним российским анклавом. Транспортное сообщение с материковой Россией осуществляется авиацией, а также на судах и паромах. А поскольку зимой Татарский пролив замерзает, для проводки судов используются ледоколы. По расчетам РЖД, транспортные издержки при доставке грузов с материка на Сахалин после появления мостового перехода могут сократиться в 1,5–9 раз. «Сахалин, безусловно, нуждается в надежной связи с большой землей, которой не всегда обеспечен в связи с погодными условиями на острове. Однако этот проект должен быть детально проработан и продуман», — отмечает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.

И действительно, пока что проект (точнее говорить — идея, ведь, по сути, конкретного проекта еще не разработано) мостового перехода представляется очередной данью гигантомании, в логике которой реализуются все последние инвестиционные начинания государства на Дальнем Востоке. Достаточно вспомнить подготовку Владивостока к саммиту АТЭС или строительство космодрома Восточный в Амурской области. Первый мегапроект уже обернулся уголовными делами, что доказало: столь огромные суммы инвестиций невозможно освоить без нарушений и растрат. Прошлой осенью, общаясь с журналистами в Госдуме, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин заявил, что соединение его региона с материком потребует около 13 млрд долларов инвестиций. В том числе на мостовой переход — около 4 млрд долларов. Суммы, как видно, немаленькие.

«Появляется мост, появляется потребность в цементе, появляется потребность в металлообработке, появляется потребность в строймонтаже, появляется потребность в питании тех, кто будет это строить, и так далее», — доказывал позитивные последствия от начала строительства замглавы Минвостокразвития РФ Иван Благодырь. Однако мультипликативные эффекты от больших строек — вопрос спорный и не всегда однозначный. Правда, пока что планируется лишь начать проектирование мостового перехода. С прошлого года власти Сахалина просят сдвинуть старт этих работ на более ранние сроки. Теперь их чаяния поддержал и Виктор Ишаев. Как объяснял тот же Иван Благодырь, «это вопрос финансирования проектирования и каких-то первоначальных, подготовительных работ, это не выход на площадку строителей, а просто конкретный расчет». Стоимость таких работ оценивалась ранее в 10,8 млрд рублей. Сумма немаленькая, но, возможно, такие затраты необходимо сделать. Чтобы наконец просчитать реальную цену очередной мегастройки и с чистой совестью отложить ее в долгий ящик.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама