Прозрачный тариф на годы вперед

3 июня 2013, 12:19
Фото: президент.рф
Владимир Лисин: тарифы на ж/д перевозки должны быть фиксированными

Владимир Лисин — президент НП «Русская сталь», председатель совета директоров НЛМК и владелец транспортной UCL Holdings — предлагает применять в железнодорожных перевозках долгосрочные фиксированные тарифы, не привязанные к инфляции. Письмо с таким предложением Лисин направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который курирует промышленность, пишет газета «Ведомости»Представитель Дворковича от комментариев отказался. 

Возможность применения методики долгосрочного тарифообразования — RAB-тарифа (regulatory asset base, предусматривает фиксированный уровень доходности на инвестированный капитал) — для железнодорожных перевозок правительство и РЖД обсуждают уже больше года. 

Лисин пишет, что с точки зрения грузоотправителей долгосрочные тарифы являются крайне позитивной мерой, так как они позволят планировать закупки сырья и продажи готовой продукции. По мнению «Русской стали» и UC Rusal, привязка RAB-тарифов к инфляции нежелательна — такая модель будет менее прогнозируема. Система расчетов RAB не должна быть основной для разработки модели регулирования, иначе в первый же год тариф вырастет минимум на 10–12%. 

«Корректнее установить долгосрочные тарифы в виде точной величины на каждый год», — пишет Лисин. Привлекать дополнительные средства для развития железнодорожного транспорта нужно не за счет роста тарифов, а путем предоставления гарантированных сроков окупаемости проектов, отмечает Лисин.

Финансирование развития железнодорожной инфраструктуры РЖД за счет дополнительных средств грузоотправителей «недопустимо», пишет Лисин, это должно быть задачей государства. В письме Лисина приводится статистика: Китай инвестирует в инфраструктуру 8–10% ВВП, Индия — 4–6%, а Россия — не более 1–2%. 

Со своей стороны, чиновники пока обсуждают противоположную методику. После того как в 2012 году правительство решило корректировать железнодорожные тарифы не больше чем на уровень инфляции, Минэкономразвития заявило, что сверх этого тарифы можно увеличить еще на 2–3%, ОАО РЖД предложило увеличивать на 4%. Министр транспорта Максим Соколов отмечал, что позиция ведомства — не более 1% сверх инфляции.

Лисин просит Дворковича поддержать его позицию и дать указание заинтересованным ведомствам учесть замечания партнерства при разработке принципов долгосрочного регулирования тарифов. О поручениях пока ничего не известно, говорит сотрудник компании — участницы партнерства. Представители «Русской стали» и  UC Rusal от комментариев отказались.