Первый суд

Москва, 10.07.2013
Европейская комиссия обратилась во Всемирную торговую организацию (ВТО) с просьбой вмешаться в торговый спор ЕС с Россией по поводу утилизационного сбора на автомобили, утверждая, что плата, взимаемая для покрытия расходов утилизации, является дискриминационной, передает «Голос Европы».

Иллюстрация: Эксперт Online

Это первый случай, когда Европейский союз попросил ВТО стать посредником в торговом споре, с тех пор, как Россия присоединилась к ВТО в августе прошлого года

Россия ввела налог на все импортные автомобили в сентябре. От него освобождаются автомобили, произведенные в России и в двух других государствах – членах Евразийского таможенного союза, Белоруссии и Казахстане. Это, по сути, создает стимул для европейских автопроизводителей перемещать свои производственные мощности в РФ. И дискриминационное отношение к импортным автомобилям по отношению к продукции отечественного производства является основой жалобы комиссии в ВТО. Официально причиной расследования является размер сбора и его предполагаемое обоснование.

По данным ЕК, в 2012 году из ЕС в Россию были ввезены автомобили на сумму 10 млрд евро, из которых 8 млрд евро составили легковые автомашины и фургоны. После введения налога в сентябре продажи сократились на 7% в годовом исчислении. Государственная дума России в конце мая внесла поправку в закон об утилизационном сборе в ответ на жалобы со стороны ЕС и других торговых партнеров, однако обсуждение вопроса вряд ли произойдет ранее октября, кроме того, ЕК выражает сомнения в том, что этот вопрос будет решен положительно, так как непонятно, что именно будут обсуждать депутаты.

Сбор широко варьируется – от 420 до 2700 евро для новых до 17 200 для подержанных машин. Есть сбор и для специализированных грузовиков, используемых в горнодобывающей промышленности. Подобные сборы взимаются в некоторых странах ЕС, но они не делают различия между импортными и экспортированными автомобилями, кроме того, они существенно ниже. Нидерланды, например, ввели фиксированную плату в размере 37 евро. Еврокомиссия считает, что масштаб и выбор машин, облагаемых сборами, не соответствуют поставленной российскими властями цели – покрытия утилизации сборов. Размер рынка автомобильных отходов предполагает, что сборы должны быть ниже по всем направлениям.

Карел де Гюхт, еврокомиссар по торговле ЕС, заявил, что налог «серьезно затрудняет торговлю в секторе, который является ключевым для европейской экономики». Сроки разбирательства ВТО предоставляют России десять дней, чтобы ответить на претензию, и 60 дней – на консультации. После этого, в случае признания вины нашей страны, у нее есть от шести до девяти месяцев, чтобы принять меры для изменения ситуации. Если этого не произойдет, ЕС потенциально сможет принять ответные меры, влияние которых может быть эквивалентно действию утилизационного сбора.

Марракешское соглашение о Всемирной торговой организации предусматривает работу органа по разрешению споров, в который передаются на рассмотрение возникающие спорные вопросы, напоминает заместитель председателя правления, начальник юридического департамента Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Этому положению ранее уже была дана оценка Конституционным судом России, который сделал вывод, что такой порядок разрешения споров не нарушает государственного суверенитета России, а следовательно, присоединившись к соглашению по ВТО, Россия приняла действующие правила. И именно этим органом будет дана оценка утилизационному сбору. Признание сбора нарушающим базовые условия соглашения по ВТО будет означать его недействительность. Противоречия же национального законодательства нормам международного договора толкуются в пользу последних.

В данном вопросе Евросоюз выступает в защиту своих производителей, и аналогичные иски могут быть предъявлены в отношении других товаров, говорит председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. Это может коснуться цен на сельскохозяйственные товары, может не понравиться цена на газ или же могут снова обнаружить дискриминацию в доступе на рынок госзакупок (по этому поводу тоже уже был шум в декабре 2012 года). Поводов для обвинения России можно найти много, было бы желание. Россия и вступила в ВТО, чтобы все подобные ситуации не доводить до конфликта, а разрешать их путем мирных переговоров и выполнять взаимные договоренности. Но, безусловно, наши интересы – интересы отечественных предпринимателей и производств – должны быть защищены ничуть не меньше, чем интересы любого европейского или японского производителя.

Практика же разрешения подобных споров внутри ВТО складывается для России удручающе, рассказывает адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. Когда речь заходит о спорах по поводу введения государственных мер поддержки национального бизнеса, арбитраж к таким ситуациям относится критически. И подобные споры разрешаются обычно в пользу истца. США, ЕС, Боливия, Китай – эти страны в свое время были ответчиками по делам, когда под предлогом охраны природы или заботы о здоровье граждан запрещались либо облагались пошлинами ввозимые товары.

Если Россия пойдет по пути сопротивления, скорее всего, суд ВТО вынесет решение о штрафе, полагает эксперт. Единственный способ уйти от ответственности пока усматривается лишь в установлении единого утилизационного сбора для всех автомобилей: и произведенных, и ввозимых на территорию нашей страны. Но даже не это раздражает европейских чиновников. В российском законодательстве есть возможность освободить производителя отечественного авто от уплаты сбора, если он предоставит гарантии безопасной утилизации машины по мере истечения срока ее эксплуатации. Наше государство заинтересовано в том, чтобы российские заводы увеличивали прибыль и платили с нее налоги. Поэтому наш производитель вполне может рассчитывать на понимание в вопросе обеспечения безопасной утилизации. В ЕС это прекрасно понимают и на такое положение вещей смотрят с негодованием.

Сейчас сложно оценивать перспективы данного спора, так как его результат во многом зависит от заявляемых позиций сторон и тех доказательств и аргументов, которые стороны приведут в обоснование своих позиций, говорит партнер адвокатского бюро DS Law Александр Филимонов. Однако представляется, что российским представителям придется серьезно потрудиться, чтобы защититься от претензий со стороны ЕС. Между тем сейчас в ЕС действуют более десяти торговых ограничений в отношении экспорта товаров из России (это, например, антидемпинговые меры в отношении нитрата аммония, квоты на пшеницу определенных сортов и ячмень, технические барьеры в отношении никелевых солей и т.д.). Если Россия посчитает, что какие-либо ограничения введены в противоречие нормам ВТО, она также сможет обратиться в орган по разрешению споров с соответствующей жалобой.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама