ФАС заставит «Почту России» ускориться

Александр Лабыкин
обозреватель журнала «Эксперт»
16 июля 2013, 13:06

Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ФГУП «Почта России» по признакам злоупотребления доминирующим положением. Заявление подал один из участников рынка авиаперевозок, утверждающий, что увеличение тарифа и замедление отправления корреспонденции и посылок напрямую связано с переделом рынка, который организовало руководство Главного центра магистральных перевозок почты (ГЦМПП) «Почты России». Речь идет о вытеснении с рынка одних компаний и заключение в обход конкурса договоров с другими, но по большим тарифам. Замедление сроков доставки стало одной из причин отстранения прежнего генерального директора «Почты России» Александра Киселева, поэтому для нового руководителя – Дмитрия Страшнова – наведение порядка с авиаперевозками – вопрос профессиональных амбиций.

Иллюстрация: Эксперт Online
Перевозчики просят ФАС разобраться в законности заключения договоров «Почты России» на доставку посылок и корреспонденции авиатранспортом

Самый проблемный ФГУП страны

Скандалы с задержками отправки почты авиатранспортом периодически сотрясают информационное пространство, а последние два года эта проблема особенно обострилась. «Почте России» не раз выставляли претензии крупнейшие мировые интернет-продавцы, чьи покупатели жаловались на долгую доставку товара.

«Сейчас в «Почте России» происходит что-то страшное, я имею ввиду именно замедление и удорожание почты, особенно перевозимой авиатранспортом, - сообщил «Эксперт Online» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. – Есть простой и ясный рецепт, как изменить ситуацию, он простой – проведение открытого тендера на организацию авиаперевозок. Не знаю, почему в ГЦМПП отказались от этой идеи, но определенно это может спасти ситуацию, в том числе с тарифами. У нас они растут на 16 процентов  в год, в этом году – на 9%, то есть инфляция здесь ни при чем. У нас самая дорогая почта в мире и одна из самых медленных».  

В настоящее время ФГУП «Почта России» - самое большое в стране федеральное унитарное предприятие  с оборотом почти в сто миллиардов рублей и ежегодными дотациями из бюджета в десятки миллиардов рублей. При этом оно ежегодно генерирует убытки более чем 63 млрд рублей – это данные самой «Почты России».

Для решения проблемы Минкомсвязи в начале года разработало модель стратегического развития «Почты Росси» до 2023 года, предполагающую бюджетные дотации на сумму более 500 млрд рублей. Впрочем, участники рынка  перевозок уверены, что навести порядок можно уже сейчас и совершенно бесплатно.   

Операция «Дискриминация»

В минувший понедельник в Федеральной антимонопольной службе началось рассмотрение дела, возбужденного в отношении «Почты России» по признакам нарушения статьи 10 закона «О защите конкуренции», которая запрещает злоупотребление доминирующим положением.

«ФГУП «Почта России» (филиал ФГУП «Почта России» - ГЦМПП) предоставляло выгодные магистральные направления определенному кругу лиц (ООО «Аэродар», ООО «Аэродом-Карго»), что привело к ограничению конкуренции на рынке перевозок почты авиационным транспортом, путем создания дискриминационных условий, ограничением доступа на вышеуказанный товарный рынок, - сообщили «Эксперт Online» в пресс-службе ФАС. - Какие санкции будут предприняты по отношению к «Почте России» можно будет сказать только после рассмотрения дела. Перевозка почтовых отправлений – неотъемлемая часть производственного процесса оказания услуг почтовой связи, и ограничение доступа на рынок перевозок почты авиационным транспортом является серьезным нарушением правил конкуренции».

В 2011 году «Аэродар» и «Аэродом-Карго» проиграли конкурс, проведенный ГЦМПП. А выиграли его «ПСВ-Аэро», «Грузовой дилижанс», «Карго-Сервис» и «Дельта–Карго». Однако проработали с «Почтой России» эти компании недолго.

Руководство «Дельта- Карго» обратилось в ФАС с заявлением, утверждая, что «ФГУП «Почта России» создало дискриминационные условия компаниям, осуществляющим перевозку почтовых отправлений воздушным транспортом».

«Мы настаиваем на проведении открытого и честного конкурса на авиаперевозки почты, - сообщил «Эксперт Online» генеральный директор ООО «Дельта-Карго» Сергей Цуканов. – Мы выиграли конкурс в 2011 году. Но в прошлом году ГЦМПП не продлило договоры со всеми победителями, а заключило их с  компаниями, проигравшими  конкурс. При этом повысились тарифы на авиаперевозку почты, а сроки ее доставки увеличились, порой почта лежала неделями».

Участники рынка авиаперевозок почты считают, что  смена прежнего генерального директора ФГУП «Почта России» Александра Киселева связана, в том числе, с разрушением прежней налаженной бесперебойной системы доставки авиапочты.

«Конечно, перемены в руководстве «Почты России» связаны с участившимися скандалами из-за систематических задержек, - сообщил «Эксперт Online» генеральный директор ООО «Грузовой дилижанс» Илья Зайцев. – Дмитрий Страшнов сменил и руководителя ГЦМПП Владимира Кима, который и устроил передел рынка. Его команда сейчас сидит на чемоданах. Мы надеемся, что если  ФАС вынесет решение в нашу пользу, то руководство «Почты России» отменит прежние договора на доставку авиа-транспортом и организует новый конкурс, в котором мы, скорей всего, победим, поскольку наши тарифы намного ниже действующих».

Ранее участники рынка неоднократно апеллировали к прежнему руководству «Почты России».

Вот выдержки из их письма первому заместителю директора ФГУП «Почта России» Денису Чуйко. Вот лишь несколько фрагментов:

«Не продление договоров с победителями конкурса привело к следующим результатам:

1. Искусственное удвоение в обработке почты на предприятиях Московского авиаузла увеличило сроки перевозки почты, трудозатраты, простой автотранспорта (простои до трех суток). Объемы сверхнормативного остатка в сутки составляют до 60 тонн, что превышает обычный остаток в новогодний период. И это летом, при наличии большого числа рейсов.

2. Учитывая, что свободные провозные емкости авиакомпании «Сибирь» не смогли обеспечить перевозку увеличенного объема, часть почты отправляется транзитом или через другие города и по грузовым накладным, что приводит к еще большему замедлению на несколько дней и утратам почты. В итоге почта в такие города как Омск, Барнаул, Красноярск, Томск, Калининград, Мин. Воды, Новосибирск, доставлялась до 10 дней. Притом что в мае никаких проблем с этими направлениями не было… а «ПСВ-Аэро» имел гарантированные квоты «Аэрофлота» и мог отправить данную почту день в день и по меньшим тарифам».

Наказуемая инициатива

Этот конфликт, как ни странно, исторически начался с благих намерений одного из сотрудников ГЦМПП наладить более эффективную и бесперебойную систему доставки почты. Так появился «Проект развития перевозок почты авиационным транспортом». Предполагалось получить в «Россвязи» (ранее курировала «Почту России») разрешение заключать прямые договоры с новыми агентами авиаперевозок на период до проведения нового конкурса. В случае, если работавшие с ГЦМПП агенты авиаперевозок не могли «закрыть» какое-либо направление.  Идея очень понравилась бывшему директору ГЦМПП Владимиру Киму. Он вскоре получил такое разрешение, наняв при этом на работу нового сотрудника – совладельца одной из компаний, проигравших конкурс в 2011 году Сергея Крупнова (он учредитель и гендиректор компании «Национальный экспресс», занимал руководящую должность в «Почтовых авиалиниях»).

«Как соавтор проекта развития перевозок я с удивлением узнал, что Владимир Ким не продлил договор с основным магистральным агентом-авиаперевозчиком – «Фирмой ПСВ-Аэро» и другими агентами авиаперевозок, - сообщил «Эксперт Online» бывший сотрудник ГЦМПП Федор Головешкин. - Но при этом заключил договор с «Аэродаром», генеральным агентом авиакомпании «Сибирь». Ему передали все прибыльные направления «Фирмы ПСВ-Аэро», в том числе рейсы авиакомпаний, с которыми у «Аэродара» вообще нет договоров, и возить через которых он не может. А потом был заключен договор с «Аэродом-Карго». Им давалось существенное преимущество по оплате. В результате с рынка ушли победители конкурса. Они не смогли рассчитываться с авиакомпаниями и потеряли свои направления (рейсы отправки почты), которые были переданы новым участникам. При этом тарифы по многим направлениям увеличились, поскольку новые игроки еще не отладили логистику».

Участники рынка уверены, что весь процесс замены одних компаний на другие организовал  руководитель отдела управления почтовыми потоками на авиатранспорте Департамента транспортной логистики Сергей Крупнов.

«После передела рынка из всех регионов на ГЦМПП посыпались телеграммы о систематических задержках почты, - говорит Федор Головешкин. – А под Новый год вообще наблюдался коллапс. Сейчас сезонный спад, но все равно перед ГЦМПП стоят 10 фур с необработанной почтой.

Две недели назад их было 50, что прямо свидетельствует о развале системы перевозок».

Дело не склеилось

Руководство ГЦМПП объясняло свои действия желанием напрямую работать с авиакомпаниями, без посредников.

«Это чистой воды лукавство. Во-первых, компании, которые пришли вместо нас, сами посредники, авиакомпании очень редко напрямую работают с «Почтой России», - говорит Федор Головешкин. – С «Аэрофлотом» Ким пытался лично договориться, но в итоге объемы перевозки почты этой компании только упали в разы, а тарифы выросли. Дело в том, что авиакомпаниям невыгодно заниматься почтой, они выставляют ГЦМПП большие тарифы, чем агентам авиаперевозок, потому что они сами сортируют, заполняют пустующие места другими товарами и так далее. Многие виды работ авиакомпании не хотят на себя брать, поэтому предпочитают работать с ними».

Руководство ГЦМПП видимо для оправдания своих действий обратилось  заявлением в МВД, обвинив победителей конкурса на авиаперевозки почты в  мошенничестве.  В СМИ прошла информация о том, что эти «недобросовестные» подрядчики обещали возить почту самолетами, а возили машинами. Вскоре в офисах четырех компаний прошли обыски.

«Полицейские были изумлены, увидев по документам, что почту машинами мы возили себе в убыток, - говорит Илья Зайцев. – Проблема в том, что авиакомпании иногда отменяют рейсы в некоторые регионы или города, либо вовсе не летают туда. И вот чтобы почта не стояла, мы ее доставляли самолетами до ближайшего города, а оттуда за свой счет перегружали на машины и везли к месту назначения. Мы платили деньги, чтобы доставить почту с минимальным нарушением контрольных сроков, чего после нас уже не делали».

К слову, уголовное дело так и не возбудили, а о результатах проверки, о которой громко заявили в СМИ, в МВД предпочитают не говорить.

Несмотря на смену руководства и в «Почте России» и в ГЦМПП, страсти накаляются с новой силой. Сергей Крупнов остается на своем месте. Участники рынка рассчитывают, что ФАС отменит договоры, заключенные с его подачи.

«Представители ГЦМПП в понедельник заявили в ФАС, что все эти договоры согласованы в «Россвязи», – говорит Сергей Цуканов. – Странно, что у них не оказалось на руках этих согласительных документов. Рассмотрение дела отложено, чтобы ГЦМПП смог найти эти документы».

Но если их не найдут, ФАС может отменить прежние договоры, заключенные ГЦМПП вне конкурса.  Но главное другое. Победители единственного конкурса на авиаперевозки почты доказали, что ее можно возить дешевле и без задержек. И навести порядок в этом деле -  сфера профессиональных амбиций нового директора «Почты России» Дмитрия Страшнова. Впрочем, не только его. На эту тему не раз высказывалось руководство страны. Вновь избранный президент Владимир Путин, утверждая Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, среди прочих указаний поручил ему наконец-то решить проблему с «Почтой России».

«К гражданской критике в адрес работы ФГУП «Почта России» стоит прислушаться, - заявил в конце прошлого года премьер-министр Росси Дмитрий Медведев на совещании в правительстве по развитию почтовой связи. - Жалоб и нареканий на деятельность «Почты» поступает очень много. Предприятие часто критикуют — иногда не вполне заслуженно, но в значительной мере за качество предоставляемых услуг.

Он поручил министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову подготовить поправки к закону «О почтовой связи России» и заняться реформированием непосредственно ФГУП «Почта России».

«Есть у всех ощущение от критического состояния предприятия, - сказал в апреле на заседании в Совете Федерации по вопросу реформирования «Почты России» Николай Никифоров. - Снижение качества обслуживания, иногда до 20% отправлений не доходят до адресата. От 10 до 15 дней остаются сроки доставки, что не позволяет гарантированно рассчитывать на этого доставщика.

Увеличивается интернет-торговля, поэтому и возникают регулярно проблемы с доставкой».

На этом совещании «Почту» критиковали все, поскольку скандалы с задержками отправки корреспонденции и посылок в столичных аэропортах  не прекращаются до сих пор.

«Роскомнадзор проверял «Почту России» за четвертый квартал 2012 года – во многих отделениях патовая ситуация, - говорит Светлана Орлова, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - И не в Сибири и Дальнем Востоке, как мы привыкли, а в самой Москве. Согласно данным Роскомндазора, в контрольный срок приходит только 30 процентов писем. В области Московской – вообще 15%. Между регионами только половина почты доставляется в контрольные сроки».

Иными словами, проблема с «Почтой России» давно всем понятна – сверху до низу. Остается не ясным, почему ее нельзя решать на корню – с помощью проведения тех же открытых торгов, которые, как видим, в свое время помогли организовать бесперебойную доставку. И никаких дополнительных миллиардов не потребовалось.