Автопром на подпорках

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
17 июля 2013, 14:44

Минпромторг по поручению Дмитрия Медведева начинает реализацию программы государственной поддержки льготного автокредитования. Эксперты усматривают в этом повторение кризисных 2008-2009 годов

Фото: picvario.com/Russian Look
Минпромторг начинает реализацию программы государственной поддержки льготного автокредитования

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, согласно поручению председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, приступило к реализации программы государственной поддержки льготного автокредитования с 1 июля 2013 года.
 
Как говорится в сообщении Минпромторга, ожидается, что реализация данной программы позволит увеличить и стабилизировать объемы производства и продаж автомобилей в Российской Федерации, сохранить рабочие места и трудовую занятость работников российских автомобилестроительных предприятий и организаций смежных отраслей, обеспечить для населения страны более благоприятные условия для получения кредитов на покупку автомобилей.
 
Субсидии будут предоставляться по кредитам, соответствующим ряду требований. Так, они будут выданы физическим лицам в рублях на приобретение автомобилей, стоимость которых составляет не более 750 тыс. рублей и полная масса которых не превышает 3,5 тонн. Автомобиль при этом ранее должен не находиться на регистрационном учете, не оформляться ранее на физическое лицо и быть произведен не более одного года назад до даты выдачи кредита. Покупатель вносит предоплату за приобретаемый автомобиль в размере не менее 15% его стоимости, в срок действия кредитного договора не превышает 36 месяцев.
 
Целями и задачами данной программы является поддержка автомобильной промышленности страны через стимулирование спроса на легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили полной массой не более 3,5 тонн. Стимулировать спрос предполагается путем предоставления физическим лицам кредитов на приобретение автомобильной техники. Кредиты будут предоставляться по ставке, определенной в виде разницы между ставкой кредитной организации по сопоставимому по срокам, суммам и размеру первоначального взноса кредиту и двумя третями ставки рефинансирования, действующей в РФ на дату выдачи кредита. В дальнейшем возмещение выпадающих доходов кредитных организаций будет происходить за счет средств федерального бюджета.
 
Ожидается, что правительство в ноябре 2013 года утвердит правила предоставления из бюджета субсидий кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2013-2014 годах физическим лицам на приобретение автомобилей. До утверждения правил предоставления субсидий кредитные организации подтверждают свое решение об участии в программе, представив в Минпромторг до 1 сентября 2013 года письменное заявление о намерении участвовать в программе, исходя из собственного анализа риска своего участия в программе.

В первом полугодии 2013 года рынок автокредитования сократился, и причиной тому послужили как высокие ставки по кредитам, так и низкая покупательная способность населения, вызванная высокой инфляцией. Поэтому автопрому такая поддержка сейчас просто необходима, считает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. Программа же государственной поддержки автокредитования уже действовала в стране в 2009-2012 годах, но была заморожена, рынок с нетерпением ждал ее размораживания и, судя по всему, дождался. Это, полагает Артур Ахметов, позволит снизить нынешнюю среднюю ставку автокредитования с 15% до 10%.
 
Продажи на российском рынке на самом деле существенно отстают от показателей прошлого года, отмечает аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова. Только в июне они упали на 11% в годовом выражении после 12-процентного падения в мае. И без программы субсидирования ставок по автокредитам факторов, способных замедлить падение российского рынка, в нынешней экономической ситуации нет. Падает спрос на товары длительного пользования, а дорогое автокредитование усугубляет обстановку. В крупных банках ставки на автокредиты в районе 15-16%. У всех представителей российского автопрома продажи падают. Хуже всего дела обстоят у АвтоВАЗа: продажи Lada в первом полугодии упали на 10% год к году. Немного лучше выглядит динамика у ГАЗа и «Соллерса» (-4% и -5% соответственно). Если же сравнивать с мировой динамикой, то ситуация на российском рынке сопоставима с положением авторынка в странах ЕС, где продажи автомобилей за первое полугодие сократились на 6,7%. Между тем в странах Азии и Америке должны сохраняться положительные темпы роста продаж автомобилей.
 
Ситуация на автомобильном рынке в России действительно не особо оптимистичная, и меры однозначно надо было принимать еще вчера, считает, в свою очередь, директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. У правительства вряд ли получится переломить тенденцию, однако смягчить ситуацию можно. Вероятно, по итогам года падение рынка составит 4-5%, и это, уверен эксперт, будет не самым плохим результатом. Против общих негативных тенденций в мировой экономике у регуляторов не существует действительно эффективных рычагов.
 
Мера, принятая правительством, вполне своевременна, соглашается Илья Сизов, директор департамента управления активами и исследований рынков МФЦ. Продажи новых автомобилей в России в первом полугодии 2013 года снизились на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снижение продаж АвтоВАЗа составило около 10%. И это отражается не только на показателях отрасли, но и на промышленности РФ в целом. Что-то с этим надо делать. В конце концов задачей правительства является именно создание условий для экономического роста, пусть даже и путем стимулирования спроса, а также  сохранение и создание рабочих мест.
 
И нельзя сказать, что в данном случае российские власти в чем-то отличаются от руководства любого другого государства. Собственно, стимулированием в той или иной степени занимаются все правительства стран, входящих в ВТО. Кризис не располагает к свободной торговле: каждое государство пытается защитить свой рынок и компании от конкурентов любыми способами. Кроме того, полное присоединение России к ВТО состоится только в 2015 году. Ну, а если наши партнеры захотят пожаловаться на действия России, то пусть жалуются – споры в ВТО не редкость и могут длиться годами. И если Россия проиграет подобный спор, то, возможно, к тому времени и меры по поддержке льготного автокредитования станут уже неактуальными, потому что экономика наберет силу. К тому же формально это поручение правительства распространяется на все автомобили, а не только произведенные в Российской Федерации.